Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Сказка о ревности без причины

.
”ЗИМНЯЯ СКАЗКА”, Д.Доннелан, «Чик бай Джаул», Англия, 2016г. (7)

На Доннелана похоже, на «Зимнюю сказку» Доннелана в МДТ совсем не похоже. Если не считать знакового появления мальчика, сына короля Леонта, в финале. Мальчик завершал обе постановки. И, кстати можно вспомнить, постановку «Бориса Годунова» тоже завершал мальчик (судьба царевича Федора Годунова рифмовалась с судьбой царевича Дмитрия). Режиссерская точка не совпадает с драматургической, что придает финалу (шекспировскому сказочному хэппи-энду) дополнительный объем. В МДТ напоминание о судьбе мальчика переключало регистр в сторону трагедии (все недоразумения благополучно разрешались, вот только мальчика не вернуть). А в нынешнем варианте мальчик является как ангел (в жизни, в первом действии, он был далеко не ангел, только после спектакля я понял, зачем там была разыграна детская истерика). Ангел выходит из-за декорации, с того света и прощает и благословляет грешное человечество (и персонально короля-ревнивца). Человечество (все остальные персонажи, оставшиеся в живых) образуют символическую (и гармоничную) скульптурную группу, мальчик к ней не присоединяется, его уводит Время.

Почерк режиссера опознается сразу – минималистическая декорация, элегантный стиль. Но при всем этом минималистическом оформлении постановка очень зрелищная – есть на что посмотреть. Даже в первом действии, самом минималистичном, радует глаз необычная игра света. И сложный актерский рисунок Орландо Джеймса (исполнителя роли короля Леонта). Актер словно управляет светом, переключаются регистры актерской игры – меняется освещение. Второе, богемское, народное действие, в контраст с первым сицилийским дворцовым еще более яркое, открыто эмоциональное. Деревенский праздник в стиле телевизионных шоу для бедных. В открытую дверь деревянного сарая виден дождь – видимо такая в Богемии зима – а внутри весело и сияют лица молодых влюбленных Утраты и Флоризеля. В этих сценах и режиссерский стиль уже не элегантный, а цыганский (богемский). Элегантность возвращается, когда действие возвращается на Сицилию. Уже не попсовое бум-бум, а печальная (мне показалось, что русская) музыкальная тема Гермионы сопровождает последнюю сцену.

На этот раз режиссерский минимализм Доннелана проник и на содержательный план. Отчего стало возможным такое внезапного преображения короля в завязке пьесы? Сказочный условный статус пьесы позволяет постановщику находить и подставлять собственную причину (предположим, короля испортила неограниченная власть). Но можно ведь и не вкладывать ничего от себя, оставить сказку сказкой, не требующей обязательной логической стройности. Отсутствие конкретной причины это ведь тоже очень содержательная концепция. Греховная природа человека такова, что может и не быть никакой причины, а завелось и поехало. И такой идеальный европейский джентльмен вдруг начинает бить беременную жену ногами.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments