Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Красавец-мужчина, Мелузов, Анфиса и Раиса.

.
”ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”, Д.Уорнер, МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА, США, 2013г. (6)

Главная звезда постановки – Анна Нетребко – является и ее самым слабым звеном.
По крайней мере сейчас так, может быть на премьере было лучше (спектакль премьерного блока с Гергиевым, Нетребко, Квеченем и Бечалой тоже транслировался в кинотеатры, но я тот вариант не видел). Что-то совсем она мне перестала нравиться в последнее время. Поющая кукла. Ярко раскрашена, разодета, хлопает большими глазами и открывает вишневый ротик с белыми зубками. Голос сильный, ровный, но не цепляет.
Вру, пару раз зацепило. В конце второй (ночной) сцены, женские колебания (то напишет, то порвет листок) отразились в звучании голоса самым непосредственным образом. И в финале – протяжная нота без слов, перед самым признанием в любви, даже равновесие потеряла и оперлась о колонну. Эта живая нота зацепила, тоже ведь момент выбора. Похоже, что два эти момента и саму певицу занимают (как бы я поступила?). В интервью после премьеры она именно про них говорила (она бы поступила ровно наоборот, письмо не стала бы посылать, а вот в финале не устояла бы).

Ольга (Елена Максимова) вполне под стать Татьяне - тоже кукла в пестром платьице (только блондинка, чуть не Фрося Бурлакова). Выглядят они как две сестрички на выданье из пьесы Островского (Анфиса и Раиса из «Женитьбы Бальзаминова»). И мамаша у них тоже из Островского (Елена Заремба могла бы сыграть Огудалову из «Бесприданницы»). Это уже режиссер постаралась. Она подошла к опере Чайковского с большим уважением, дотошно. Но, увы, без большого понимания. Размазала на весь 19-й век - от Пушкина через Островского до самого Чехова (бал у Лариной очень похож на бал у Раневской, гостей мало, прислугу заставляют танцевать). Смешала дворян и разночинцев, помещиков и мещан. А народную сцену первого действия решила как крестный ход. Оно конечно, иконы и хоругви это очень зрелищно и так по-russki, но смысл? Может быть хотелось задать тему и подчеркнуть в финальном выборе Татьяны супружескую верность на православной основе? Анна Нетребко такую идею не поддержала никак.
Сценография тоже дотошная, очень натуральная, свет и мизансцены напоминали живопись передвижников, это было не к месту, уж совсем заземляло оперу. Более уместны были черно-белые видеозанавесы, разделявшие действия – бескрайние русские просторы (степь, лес, Нева).

Слабые звенья в постановке – женские (режиссер и певицы). Сильные звенья – мужские (дирижер и певцы).

Очень понравился дирижер (Робин Тиччати). Он очень старался. Русская музыка у нерусских дирижеров редко выглядит такой открыто-эмоциональной. Оркестр был очень хорош. Проблема была только с ансамблями, как только двое (и более) певцов начинали петь одновременно. И чем более, тем больше раздрай.

Алексей Долгов – был Ленским и в постановке Тителя и в постановке Чернякова и здесь очень хорош. По задумке режиссера не романтический помещик, а разночинец, революционер- демократ в очках и в косоворотке (Петя Мелузов - молодой человек, кончивший курс в университете и ожидающий учительского места, или Петя Трофимов - вечный студент). Ущемленное самолюбие. Долгов это очень хорошо сыграл. И спел, как в последний раз (судя по его выступлениям в МАМТ, которые я слышал, он всегда так поет, как в последний раз).

Петер Маттеи - Онегин – красавец-мужчина (если продолжить аналогии с Островским). Герой контрастный по отношению к Ленскому. Герой отрицательный. Надутый индюк. Глядит на всех сверху вниз (не только рост у него такой, еще и апломб) и скучает. Нечто человеческое прорывается в нем только дважды и оба раза под самый занавес, в самом конце действий. После дуэли (на дуэль пришел с фуражкой, наполненной черешнями бутербродом, даже сопернику предложил куснуть, стрельнул почти не глядя, и только когда увидел труп, осознал). И после обьяснения с Татьяной (когда скучный жребий оказался жалким).
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments