Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

С царем и без царя (в голове)

*
”ТАРТЮФ”, Ф.Григорьян, ЭЛЕКТРОТЕАТР, Москва, 2016г. (7/2)

Два действия – два спектакля. А два спектакля, это в данном случае хуже, чем один. Хотя казалось бы радоваться надо, получить два за один вечер и за те же деньги :)

Два спектакля разные, в целое не сложились. И недостатки у них разные. У первого и достоинства есть немалые. Можно было бы посчитать, что недостатки второй части обнулили, обесценили достоинства первой. Но как-то жалко. Из любви к искусству надо оценить удачу первой части отдельно. Это вполне самостоятельный спектакль – с умной по содержательному плану и подходящей для игры концепцией, с выстроенным актерским ансамблем и впечатляющими сольными выходами, с интересной сценографией, с выразительным началом и поучительным финалом.

«Кругом измена, и трусость, и обман»

Рассадка зрителей как в «Серсо» – с двух сторон деревянной декорации-дома. Начинается с увертюры, с печальной народной песни, поет служанка Дорина и этим становится в позицию наблюдателя, комментатора. А первая сцена цитирует застолье из «Серсо», белые одежды, светлые лица, красное вино в хрустальных бокалах, «хруст французской булки». К столетнему юбилею революции 1917 года пьеса Мольера перемещена в «Россию которую мы потеряли». Венценосная семья: Оргон - Николай в полковничьем мундире с благообразной бородкой, Эльмира – Аликс, Марианна - великая княжна (у Романовых было четыре дочери и здесь Марианна расчетверяется), Дамис – цесаревич Алексей (в белой матроске). Госпожа Пернель и Клеант – августейшие родственники. Валер – жених-гусар. Есть еще пара безмолвных слуг-казаков в черных мундирах (обязательно надо упомянуть художника по костюмам - Галина Солодовникова).

Идея несколько прямолинейная. Хороша как затравка, как исходный импульс, ее надо бы развернуть, развить. Но, как это часто бывает у современных режиссеров (у Кулябина, например), концепцию проложили через пьесу по прямой. А пьеса Мольера избыточна для такого решения, текста слишком много, все уже ясно, а они говорят и говорят, становиться скучно.

Впрочем, это не касается самого главного героя.
Ведь Тартюф это конечно Распутин, посторонний, темная сила внесшая раздор в прекрасную семейную идиллию.
О Распутине много говорят, спорят, мнения у членов августейшей фамилии на его счет разные. Появляется он нескоро, появляется он эффектно – из подполья, из преисподней, в клубах дыма. Кульминация первого действия – кульминация игры. Тартюф великолепен и грозен – кряжистый, косматый, бородатый, с харизмой, с поставленным говором, с поставленной пластикой, в черном одеянии и черных сапогах и борода черная, все черное – только глаза сверкают звериным блеском. Великолепная актерская работа (Виктор Тереля) контрастная пара к другой великолепной работе. Юрий Дуванов - Оргон – такой человечный, порядочный, высокодуховный, доверчивый, наивный, горячный, ошибающийся. Самый человечный человек бессилен пред лицом Зверя. Тут ведь не только Распутин, но и Тараканище (усища-голенища). И вся венценосная семья бессильна. Булкохрусты обречены. Даже если на Оргоне не закончится, закончится на Дамисе (Евгений Капустин точно показывает возвышенную бесплодность). Дамис – комарик произносит пылкие воинственный монологи все более тонким голоском, машет сабелькой, сабелька гнется. Марианна – мушка забавно ссорится с туповатым ухажером-гусаром и уже предназначена Тартюфу в жены. Эльмира позволяет себя уволочь в уголок (в то самое подполье). Там Тартюф ее насилует, а муж сидит под столом, подслушивает. Потом вылезает, ходит по пустой комнате «с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман» (из дневника Николая II, 2 марта 1917 года).

Поучительный финал, на этой трагической паузе надо было и закончить спектакль.
По ходу первого действия было чувства неловкости, неуместности такого лихого переноса трагической истории царской семьи в комедию. Были опасения праздномыслия и суесловия ради красного словца и эффектной сцены, особенно когда стали воспроизводить мизансцену расстрела и фотоаппарат вынесли.
Жесткий финал первой части режиссера полностью оправдал.

Горшочек, не вари!

А после антракта начался революционный треш без царя (но с гражданином Романовым). Допросы в ЧК, стриптиз институток, Дорина с пылесосом, госпожа Пернель с мобильником, гей-поп-РаспутИн, Валер выползает из 1941 года в обмотках и с кубарями в петлицах - это уже просто железом по стеклу, но режиссерскую фантазию не остановить. Горшочек всё варит и варит кашу. И некому остановить, никто не скажет: раз, два три! Больше не вари!

Режиссерская свобода это настоящая беда – спектакль растекается по сцене и потом по злу, по всему театру бесформенной кашей.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments