Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

И вот сижу я перед вами в парике…

.
”БЕНЕФИС”, В.Иванов, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2016г. (7)

На одну часть лирики - две части юмора, на одну часть правды - две части чудес, очень точно выдержан рецепт лирической комедии, правильная пропорция один-к-двум, «золотое сечение». Театральная маска закрывает две трети лица актера.


Главная ответственная за лирику – старая дева, главная героиня пьесы "Пока она умирала" (Ольга Тумайкина). В последние несколько сезонов актриса явно поймала кураж, женское естество и актёрское мастерство соединились, сердце раскрылось, цепь замкнулось, лампочка загорелась, дает яркий свет и тепло. Зритель сразу чувствует сердечное тепло и раскрывается в ответ, летит на этот свет, на проявление женственности. Фарсовые ситуации совсем не помеха для таких проявлений, актриса выходит на авансцену, берет все внимание на себя … и вот стою я перед вами, простая русская баба интеллигентная женщина. Одинокая. С мамой и с собранием сочинений Диккенса. С мечтами о принце и о дочке.

Главная ответственная за юмор – старушка-мама (Владимир Этуш). Пьеса комедийная, спектакль ансамблевый, комические реплики розданы всем персонажам и все роли прозвучали. Но остальные актеры просто играют, а Владимир Абрамович играет играющего, а это двойное удовольствие для зрителя. И дополнительный кураж для актера – и глаз, что называется, горит, и голос звучит и полная власть над залом, который пришел на Этуша и получил Этуша. Лицо и голос знакомые и любимые с детства. И это живое лицо и живой голос, никаких скидок на возраст. Не надо бегать по сцене, хлопотать лицом, форсировать голос. Вот сижу я перед вами, старейший актер русского театра, и мне достаточно приподнять бровь и вы смотрите не отрываясь, мне достаточно произнести слово и замолчать и в паузе (в моей паузе) по залу (по моему залу) прокатиться ответная смеховая волна. А мой женский парик это как красный шарик на носу клоуна, яркая сигнальная лампочка - опознавательный знак театральной игры.
Настоящий мастер-класс. Настоящий бенефис, возрождение старинной театральной традиции. В театре Вахтангова есть юбилейная «Пристань», есть театральное кафе, а теперь вот и бенефис.

Очень точная отсылка к Диккенсу в начале первой и в начале второй части пьесы это отсылка к добрым святочным чудесам, и она отыграна комически в сцене благословения. Старинная водевильная основа спектакля и от Диккенса и от наших новогодних комедий в кино и театре (от «Карнавальной ночи» до «С Наступающим»).
От водевильной традиции финальная песенка, а включение старинной французской детской песенки в исполнении Мирей Матье это маленький подарок бенефицианту.

Сценография подробно воспроизводит «арбатский» семейный уют – замкнутый контур комнаты, воображение зрителя достраивает четвертую стену и комната становится круглой - с круглым столом в центре, с большим абажуром и картинами на стенах. Старомодный поворотный круг подчеркивает центральную симметрию спектакля-бенефиса, все вертится вокруг неподвижно сидящего в кресле у стола главного актера, главной точки притяжения для зрительного зала. Когда в какой то момент актера на месте не оказывается, это вызывает дополнительный комический, эксцентричный эффект – центр исчезает на минутку, но потом сразу восстанавливается.
По контрасту с комнатой в центре лестничная клетка на авансцене – разомкнутая в левую кулису, темная, грязная, скользкая. Неуютный внешний мир.
Такой же контраст к населяющим комнату коренным москвичкам вносит в спектакль появляющаяся во второй части продавщица из понаехавших (Екатерина Симонова) бойкая, языкатая. И тоже одинокая. Роль самая фарсовая, но и здесь есть момент истины, место для прямого выхода лирики. То же можно сказать о главном мужском персонаже, которого играет Евгений Князев. За всеми комическими нелепостями, неправдоподобными возвращениями скрывается вполне правдоподобное притяжение к уютной комнате, к семье собравшейся под абажуром.

Театр это то, что происходит между сценой и зрительным залом. Хорошая режиссура организует не только происходящее на сцене, но и реакции зрителей. Хороший актер не только играет на сцене, но и объединяет зрителей. Оба полюса важны и в данном случае возникло полное совпадение, когда каждая реплика прозвучала и каждая пауза на своем месте была наполнена ответной реакцией зала.
Посчастливилось оказаться в таком зале на таком спектакле, на три часа забыть себя и раствориться в публике, раствориться в счастливой взаимной любви публики и бенефицианта.

Спасибо театру, спасибо бенефицианту (и отдельное спасибо пригласившим).
Tags: театр
Subscribe

  • Открытие сезона 2024/25 в Большом театре

    . «1812 год» / «Москва» / «Александр Невский», В.Гергиев, ОРКЕСТР И ХОР БОЛЬШОГО ТЕАТРА, 06.09.2024г. (10) «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», М.Петипа /…

  • Чемпионы и нищие

    * Текст-ключ к спектаклю Юрия Погребничко «Гамлет» – цитата из Евгения Шифферса, где он противопоставляет пространство стадиона и пространство…

  • Платье в пол

    * «ГАМЛЕТ», Ю.Погребничко, ТЕАТР ОКОЛО, Москва, 2024г. (10) Это НЕ постановка пьесы Шекспира «Гамлет». Как и в случае с «Гамлет. Коллаж» Лепажа,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Открытие сезона 2024/25 в Большом театре

    . «1812 год» / «Москва» / «Александр Невский», В.Гергиев, ОРКЕСТР И ХОР БОЛЬШОГО ТЕАТРА, 06.09.2024г. (10) «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», М.Петипа /…

  • Чемпионы и нищие

    * Текст-ключ к спектаклю Юрия Погребничко «Гамлет» – цитата из Евгения Шифферса, где он противопоставляет пространство стадиона и пространство…

  • Платье в пол

    * «ГАМЛЕТ», Ю.Погребничко, ТЕАТР ОКОЛО, Москва, 2024г. (10) Это НЕ постановка пьесы Шекспира «Гамлет». Как и в случае с «Гамлет. Коллаж» Лепажа,…