Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Страшные истории, рассказанные ночью у костра

*
”ТРУБАДУР”, Д.Бёш, КОВЕНТ-ГАРДЕН, Англия, 2016г. (8)

Постановка немецкая – с актуализацией, с концепцией, последовательно проведенной через все действие оперы и всех персонажей, но без радикализма. Перенос в современность затронул только оболочку оперы, но не ядро, а жесткая концепция режиссера и сценографа не подменила собой изначальную, заложенную авторами, а проявила ее.

Действие происходит в наше время и в нашем месте, то есть в современной Европе. События оперы происходят во время войны. Единственная часть Европейского континента, куда эту оперу сейчас можно поместить, где в наше время идут войны, это Юго-Восточная часть (территория бывшей Югославии и бывшего СССР). Цыганщина оперного либретто также оказывается уместной в период гражданских войн. У беженцев, повстанцев, партизан всегда есть нечто цыганское. А войска регулярные, правительственные в несостоятельных, разваливающихся государствах превращаются в бандитские шайки и занимаются мародерством (что находит прямое подтверждение во второй картине второго действие – похищение девушки из монастыря это оперная разновидность мародерства).

Три первые картины поставлены как ночные рассказы. В первой картине начальник стражи рассказывает солдатам. Во второй Леонора рассказывает своей подруге. В третьей Азучена рассказывает Манрико. Действие происходит зимой. Действие происходит ночью. В первом и третьем случаях у костра. Своеобразие ночных рассказов у костра задает дополнительную рамку условности и снимает вампучность оперного либретто. Казалось бы, перенос в современность сделает все эти сюжетные приемы с похищенным и перепутанным младенцем еще более нелепыми, а получилось наоборот. Потеряв остатки правдоподобия страшные события перешли в разряд метафор. Гражданская война – братоубийственная и это показано буквально брат на брата. И с той и с другой стороны люди и их младенцы похожи до такой степени – тождественны, что их можно перепутать.

А что же Леонора, каково ее место в этом раскладе? Леонора это приз, который может достаться только кому-то одному из братьев - участников братоубийственного конфликта. Оперная материализация победы. Но если обе стороны одинаково преступны (так показано в спектакле, подчеркнуто симметричными сценами убийства пленных) и занимаются братоубийством в равной степени (а ответ на вопрос, кто первый начал, уходит настолько далеко в прошлое, что уже превратился в миф, в красивую легенду), почему Леонора очевидным образом выбирает одного? Чем Манрико лучше графа. Художник спектакля в интервью дал очень точный ответ. Трубадур завоевывал ее сердце песнями, а граф военной силой. Победила музыка.

Точно в духе рассказанных ночных историй (предысторий) и развивается действие дальше. На сцене современный антураж – армейские танки, фургончики беженцев, колючая проволока. Но люди романтизированы, героизированы, их страсти преувеличены (у страха глаза велики).

К сожалению режиссуры (как это часто бывает) не хватило на весь спектакль. В середине второго действия на сцене устанавливается декорация финала – колючая проволока - и на этом режиссер посчитал свою работу законченной, а музыки еще минут на 40. Спектакль вырождается в концертное исполнение на фоне колючей проволоки – вышли, спели и ушли (или легли). Художник немного поддает зрелищности – на заднике проявляются черепа, в финале костер. А вот певцы/актеры очень мало помогают режиссеру.
Перед началом трансляции и в антракте раза четыре повторили крылатую фразу Карузо – всё что нужно для постановки «Трубадура» это четыре лучших в мире певца. В данном составе исполнители были средние, впечатлила вокалом только Лиана Арутюнян в роли Леоноры. Актерская игра и у нее и у остальных (Азучена - Анита Рачвелишвили, граф - Виталий Билый) не вышла за рамки обычных оперных клише.
А Манрико так даже пострадал от актуализации. По сюжету нужна фактура из «Табор уходит в небо», а Грегори Кунде выглядит как типичный тенор средних лет (то, что в драматическом театре называется «штаны»). В реалистической современной цыганской одежде – в пиджаке и штанах - он выглядит мелким жуликом-сутенером, какая уж тут роковая любовь. Прошлым летом на фестивале Звезды Белых ночей («Самсон и Далила») он меня больше впечатлил.
Tags: theatrehd, опера, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments