Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Голос.

.
Концерт Евгении Смольяниновой в КЗ им.Чайковского, Москва, 27.09.2006г. (10)

Мне проще оттолкнуться от театральных ассоциаций и впечатлений. Хотя на концерте не было ничего театрального, только песни и рассказ об учительнице – народной певице Ольге Сергеевой (концерт проходил в день ее рождения и был посвящен ее памяти).

Я видел только один спектакль с песнями Е.С. – «Кони привередливые» по рассказам Шукшина в Щукинском училище. Там в качестве музыкального сопровождения были использованы песни Высоцкого и Смольяниновой. Их контрастные голоса (хриплый у Высоцкого и чистый у Смольяниновой) выражали «мужское» и «женское», два начала, на которых строился спектакль.
На концерте Высоцкий и Смольянинова вновь соединились, когда исполнялась песня «Беда». Попадание было абсолютным, такое впечатление, что песня была написана именно для этого голоса, а не для французского акцента Марины Влади или эстрадного акцента Аллы Пугачевой. К тому же просторечные рифмы Высоцкого (оборвалася-задержалася) лучше ложатся на простой говор Смольяниновой (она даже "Сонет" Ахматовой спела без городского аканья, не «царскАсельскАго», а «царскОсельскОго»).

Были и еще две театральные ассоциации.
Простая бесхитростная интонация Смольяниновой напомнила то, как поют песни в театре ОКОЛО ( "Русская тоска", "Перед киносеансом"). Вот только там простота берется в скобки – и голос у Натальи Рожковой надтреснутый, и костюмы клоунские, и режиссура Погребничко добавляет к трогательности печальную иронию.
У Смольяниновой все звучит цельно и чисто. У голоса хрустальное звучание, такое было у Марии Бабановой, когда она пела песенку Тани. Вот только голос у Бабановой - маленький, кукольный.
У Смольяниновой простота Рожковой и чистота Бабановой дополнена настоящим, большим, богатым голосом. Такой голос – Дар Божий, такие голоса рождаются раз в сто лет.
Такой голос, как дорогой алмаз – дорогой оправы требует. Программа концерта была составлена по принципу разнообразия и это очень важный момент. Разнообразие репертуара (от народных свадебных песен до «На сопках Манчжурии»), разнообразие аккомпанемента (она пела одна, в сопровождении рояля, в сопровождении двух гитар, флейты, аккордеона, квинтета медных духовых) все это демонстрирует универсальность голоса.

Из всех инструментальных оправ самой органичной была оправа из двух гитар и это снова напомнило о Высоцком (именно такое сопровождение наиболее органично и для его голоса и его песен).
Но самая лучшая оправа для голоса Е.С. - мужской хор. Песни в сопровождении хора Патриаршего подворья были кульминацией концерта. Когда ее голос появляется на плотном фоне мужских голосов, возникает момент узнавания, как в фильме «Евангелие от Матфея», когда начинает тихо звучать русская песня «Ой ты степь широкая», еще не разбираешь слов, не угадываешь мелодию, но чувствуешь нечто глубокое, близкое, родное. Тут даже не чувство, предчувствие.

В какие-то моменты голос отрывается от текста, отрывается от нот, разрывает оболочку индивидуального человеческого существования. Она поет стихи Ахматовой «Здесь всё меня переживет» так, что ее пение безусловно принадлежит к тому, что «переживет» отдельного человека. Оно отрывается от времени и даже от национальных традиций (Смольянинова рассказала, что когда впервые услышала пение О.Ф.Сергеевой в подобной манере, она показалась ей «восточной»), это музыка небесных сфер или музыка общей для всех народов родины - Земли. Так звучит голос в степи Казахстана, в балканских горах, так звучит голос Роберта Планта в кельтских песнях «Лед Зеппелин».

«Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля» (Л.Толстой, «Живой труп»)
Tags: музыка
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments