Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Минус на минус

.
“НЕ-HAMLET”, А.Могучий, «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА», Санкт-Петербург, 2006г. (8)

Ключ к спектаклю – в названии. Зрителя сразу предупреждают, это «Не-Гамлет». И не стоит относится к спектаклю, как к «Гамлету».

Слово «Гамлет» в данном случае синоним слова «театр». «Не-Гамлет» означает «не-театр». Могучий решает задачу от обратного, в театральном зале для театральной публики показывает не-театр, чтобы ощутить границы театра, чтобы задуматься (и самому задуматься, и актерам и зрителям), а что есть театр?

Режиссер преднамеренно использует не-искусство. Не-литературу Сорокина (графоман Сорокин это не-писатель и то, что он пишет литературой не следует называть). И не-музыку панк-группы «СТРАХУЙДЕТ» (то что делают эти девочки-припевочки даже панк-музыкой назвать нельзя). И не-актеров. Он использует и Сорокина и музыкантов втёмную, это обман, он и зрителей обманывает маскируя подсадных уток, вопрос ради чего?

Как и в «Pro-Турандот» актеры ищут верную интонацию, находят и тут же теряют, но эти попытки держат внимание зрителя, это захватывает, по-крайней мере у меня вторая часть спектакля (конец первого и все второе действие) прошла на одном дыхании. Ведь самое главное - направление поисков, а здесь вектор не вниз, а вверх. Показательно преображение прямо на наших глазах самого «деревянного» и «стеснительного» из «зрителей, вызванных на сцену» - в настоящего актера, действительно имеющего право на Гамлета (в финальных эпизодах этот актер подвижностью психики напомнил Олега Борисова).

Могучий НЕ стебается, он НЕ мешает все подряд, НЕ выравнивает все по уровню «ниже плинтуса», как это делают постмодернисты или в капустниках. Он никакой не постмодернист, скорее модернист (показательно в этой связи применение приемов наивного искусства, так любимого модернистами). Он не разрушает театр, а утверждает. Сорокин в «Дисморфомании» совершил деконструкцию классического текста. Могучий сделал деконструкцию деконструкции, минус на минус дал плюс.
Возникла конструкция из блоков не-театра. Из клоунских приколов Либабова в духе мистера Бина, потом из лекции (честно слово – будто перенеся в студенческую аудиторию, настолько верны интонации замороченного лектора, глотающего слова, и то и дело теряющего нить), потом из «работы с залом» в духе семинара продавцов гербалайфа или проповедников евангелистов, потом из сеанса психотерапии а-ля Кашпировский. Все эти блоки обладают некоторыми признаками театра (лектор на кафедре, как на сцене, а студенты в аудитории, как зрители в зале), в них используют театральные приемы и этим еще сильнее подчеркивается несходство, не-театральная природа происходящего.
Наконец участники сеанса, не-актеры, в психотерапевтических целях разыгрывают сцены из Вильяма-нашего-Шекспира. Не знаю кто как, а я был довольно долго обманут подсадными утками, буквально до самого начала «спектакля в спектакле». «Подсадные утки» – это уже настоящий театр, первый признак рождение театра из не-театра, он рождается там, где никто не ждет.

Второе действие спектакля это уже действие, действо. Это, конечно, еще не театр. Можно сказать прото-театр, в этом сумбуре уже чувствуешь нечто живое, оно барахтается, захлебывается, пищит – то есть подает голос.
Tags: Могучий, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments