Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

По ту сторону пьесы "Три сестры"

*
”ПО ТУ СТОРОНУ ЗАНАВЕСА”, А.Жолдак, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2016г. (10)

Начинается как очередная серия Жолдак-дримз. Захватывающее зрелище, самодостаточные театральные галлюцинации, отвязная игра с изображением и звуком в пространстве сцены и зрительного зала.
Однако очень скоро игра с пространством дополняется игрой с актерами, доморощенная фантастика - чеховским текстом и футуристический экспрессионизм сменяется физиологически жесткой драмой. Тогда и становится понятен замысел, вся эта псевдо-научно-фантастическая и извращено-фрейдистская хрень нужна только как настройка к спектаклю. Для того, чтобы пустить зрителя по ложному следу (чтобы критикам было про что писать, а зрителям пересказывать восторженно или возмущенно). А главное, чтобы сбить штампы восприятия драматургии Чехова, взорвать зрительские клише, ошарашить, эпатировать, расчистить сознание. После расчистки, на белом листе режиссер, актеры и зрители переходят собственно к рисованию картины – к очень подробному театральному исследованию некоторых персонажей и ситуаций пьесы Чехова «Три сестры». Заглянуть по ту сторону пьесы, по ту сторону реплик, в жизнь персонажей до начала действия пьесы и между сценами.
Режиссер смотрит на пьесу через гигантское увеличительное стекло, что-то попадает в центр линзы и укрупняется, что-то искажается, что-то уходит на периферию (семейная жизнь Андрея и Наташи) или совсем исчезает, а что-то с изнанки выходит на лицевую сторону (жена Вершинина и Прозоровы-старшие, родители сестер).

Самое большое внимание уделено треугольнику Маша-Кулыгин-Вершинин. Сцены супружеской жизни Кулыгиных и Вершининых. Семейный ад и драма "на стороне". Во втором действии театральный натурализм даже на какое-то время полностью вытесняет из спектакля театральный футуризм - уж слишком долго и подробно разжевано. Но это мелкие придирки, в финальной сцене треугольника («бегство Вершинина») приемы Жолдак-дримз возвращаются в спектакль, что позволяет еще раз заглянуть за грань, по ту сторону персонажей, уже казалось бы понятных и раскрытых до самого дна.
Трио актеров - Елена Вожакина (новое для меня имя) и два александринских первача Волков и Коваленко играют спектакль в спектакле – и характер и жизнь и судьбу. Жолдаковские «дримз» выступают катализатором, ускоряющим театральный процесс, происходит детонация и взрыв с высвобождением колоссальной актерской энергии, срывающий покровы с бездонных чеховских образов.

Очень интересен и второй, молодой треугольник – Ирина, Тузенбах, Соленый. Тоже спектакль в спектакле, только про другое поколение - поколение NEXT. И катализатор использован другой – из виртуальной, компьютерной реальности.
К сожалению, треугольник получился не равносторонний, мальчики (Иван Ефремов и Александр Шинкарев) явно переиграли девочку (Олесю Соколову). И молодой треугольник не так подробно развернут, просто времени не хватило. Почти четыре часа чистого времени оказалось мало, пьеса слишком велика.

В Москве спектакль оказался по ту сторону другого занавеса, не александринского-императорского, но тоже исторического - «с чайкой». Пространство меньше – не в океан уплывает Маша, а в колдовское озеро. Но это пространство плотнее насыщено потусторонним – призраками трех мхатовских постановок «Трех сестер» 1901, 1940 и 1997 года. Прекрасная и равнодушная природа из последней, ефремовской постановки (декорация Левенталя) как будто перешла в постановку Жолдака – черно-белой тенью видеопроекции на экран и в пустой зрительный зал.
Tags: АЛЕКСАНДРИНСКИЙ, Жолдак-дримз, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment