Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Ты, Моцарт, - Бог

.
"АМАДЕЙ", М. Лонгхёрст, КОРОЛЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Англия, 2016г. (9)

Почему пьеса называется «Амадей», а не «Антонио»?
Пьеса состоит из монологов Сальери. Сальери практически не уходит со сцены, он центральный персонаж, он рассказчик, это его жизнь проходит на глазах зрителей – от раннего детства до глубокой старости, его внутренний мир перед зрителями раскрывается. Моцарт – фигура внешняя, он весь напоказ, лишен внутренней жизни, лишен рефлексии. Моцарт это эпизод в жизни Сальери (пусть и главный, но все же эпизод).

Можно, не обращая внимания на название, ставить спектакль про Сальери. Дать эту роль большому, знаменитому артисту, звезде. Есть где развернуться и он развернется. А для роли Моцарта достаточно натурщика (обаяние юности, щенячья органика). Режиссер-Сальери так и сделает. А режиссер-Моцарт пойдет вслед за автором пьесы и не даст Сальери победить даже в малом, не даст ему стать главным героем собственной истории, не позволит назвать своим именем пьесу о себе. Именно так и поступил английский режиссер. И прямо сказал об этом во вступительном слове.
Вступительные ролики к спектаклям – сильная сторона трансляций Theatre-HD. Больших, развернутых интервью с создателями спектакля там нет, но они успевают сказать главное в нескольких словах.
Для исполнителя роли Сальери (Луис Мсамати) главное, чтобы зрители забыли, что он не европеец, и увидели композитора Сальери, а не афробританца, назначенного на эту роль по соображениям политкорректности. И он добивается своего, через несколько минут уже забываешь про цвет кожи. Так богата мимика, так воспален взгляд, так сильна власть над залом актера-неврастеника. Прекрасная работа. На сайте он назван исполнителем главной роли (похоже, что сайт делал Сальери).
Но главным героем спектакля стал все-таки Моцарт (актер с говорящим именем Адам, Адам Гиллен). Моцарт резкий и грубый, немецкий, глэм-рокер, панк, фашист-ксенофоб, шут, плебей, простак. Он ведет себя демонстративно, он говорит глупости и скабрезности, он одевается пестро. В нем подлинность простого человека, полнота грязной, хаотичной жизни. И она важнее, чем говорильня Сальери. Сальери совершает сделку с богом, мстит богу, ведет с богом игру, вступает в диалог, в финале даже замещает бога. Но все это слова, слова, слова. Он забалтывает собственную пустоту. Низкая, торгашеская религиозность оказывается внешней оболочкой пустоты.

Каждое воскресенье в церкви я вглядывался в лик его на стенке, с которой осыпалась штукатурка, и ощущал на себе его горящий взгляд. Я не имею ввиду Христа. Христос в Ломбардии – простак с ягненком на руках. Нет. Я говорю о закопченном лике Бога в пурпурных одеждах, взирающего на мир с высоты своей глазами сутяги. Купцы водрузили его туда. Эти глаза заключали сделки – реальные, необратимые. «Ты даешь мне то – я даю тебе это!»

На Сальери интересно смотреть, его рассуждения интересно слушать, за его интригой интересно следить. Но пробивает зрительный зал не это. В предпоследней сцене (визит Сальери к умирающему Моцарта) в зале кинотеатра возникает общая магическая тишина сопереживания (такая тишина даже на живых спектаклях в театральном зале очень редко случается, а тут трансляция). Моцарт получает слово и впервые говорит о себе, не очень гладко, без философских отвлеченностей. Вспоминает, как был ребенком, как был молодым, какой прекрасной казалась ему жизнь. А сейчас все прошло, он беден, он болен, он одинок. Почему так? За что это?

Режиссер ставит пьесу как написано, почти слово в слово. Но он не умирает в тексте. Он ставит музыку, он ставит зрелище. В спектакле живые музыканты и певцы. В спектакле живое пространство и оно наполнено движением музыкантов, музыкой, театром - что-то опускается, что-то поднимается, возникает оркестровая яма или сцена на сцене, оперный задник, занавес.
Театр условный, не бытовой, не психологический, не статический, а динамический, не радикально-режиссерский, а зрительский. И такая "моцартианская" театральная форма подходит к пьесе Шеффера идеально.
Tags: theatrehd, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments