Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Как надо (и как не надо)

*
Посмотрел в субботу днем на гастролях Коляда-театра спектакль-концерт по советским опереттам и вспомнил, как прошлой зимой в новогодние каникулы смотрел московский спектакль по советским опереттам.

"ВЕСНА СОВЕТСКАЯ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2016г. (7)

Хороший пример, как надо относиться к прошлому (к своему и к нашему общему, советскому) – с любовью. Режиссер делится своей любовью со зрителями. Разделяет с ними, то есть с нами, нашу общую любовь.

У спектакля только один минус – он так и называется «минус один», фонограмма аккомпанемента. Она громкая, грубая и забивает голоса, с которыми у драматических артистов и так-то проблемы. Поэтому лучший музыкальный номер спектакля – тот, что спели без аккомпанемента, на три женских голоса (Маковцева, Беспалова, Костюкова). В том же зале ТЦ «На Страстном» студенты-щукинцы играли «Белую акацию» был живой камерный тактичный аккомпанемент и музыкальное впечатление, как от полноценной оперетты.

К счастью, недостатки музыкальной части с лихвой компенсирует актерский задор и правильный режиссерский подход к материалу.

Есть на что посмотреть:

Во-первых, на актеров очень выразительных, по-опереточному оптимистичных и комичных. Команда дружная, солисты колоритные, фактурные. Самые колоритные – Цвиткис и Бутаков (прямо-таки колядовские Богданова-Чеснокова и Ярон :).
Специальный бонус – Ягодин. Два отдельных выхода. И совершенно отдельная манера. Все стараются показать, как могут, максимальный драйв, а он сыграл наоборот, как «не может», расслабленность. Вокруг всё сделано «по Эвклиду», а он «по Лобачевскому». Впечатлило.
И еще специально поставленный (и очень точно, узнаваемо - для тех, кто помнит советские концерты) выход народной артистки (Ворожцовой). Правильный, советский баланс веселого и серьезного, молодости и опыта: молодым «везде дорога», старикам «всегда почет».

А во вторых, надо смотреть еще и на фон, в большой телевизор на заднике. Там все время показывают парады, демонстрации и фильмы – документальные, комедии и сказки, любимых артистов, отдельным сюжетом Безрукова. Телевизионная картинка находится в постоянном, очень интересном, непрямом и неиллюстративном соотношении с опереточными номерами.
На сцене уже отгремел последний номер концерта, зрители в зале аплодируют, а по экрану все шагает один через бесконечную Красную площадь маленький мальчик из фильма Медведкина. Фильм называется «Цветущая юность» (http://lev-semerkin.livejournal.com/385343.html) – в рифму к названию спектакля.

А вот со столичного спектакля «прооперетту» (такой подзаголовок завлекательный) зрители вставали и пачками уходили прямо во время действия. Это надо было очень постараться.

"С.С.С.Р.", М.Левитин, ТЕАТР «ЭРМИТАЖ», Москва, 2015г. (1)

Главное отличие со спектаклем Коляды – в подходе, в угле зрения. Коляда смотрит на мир советской оперетты из зала, глазами простого зрителя. Его камертон – личные, совсем детские впечатления. Мальчик из Пресногорьковки приехал в Свердловск учиться на артиста и проводил вечера в театре Музкомедии.
Левитин входит со служебного входа. Смотрит глазами умного, ученого профессионала. Герои его спектакля – авторы текстов советских оперетт. Четыре соавтора. Такие же столичные и умные, как и он сам. А вынуждены зарабатывать на хлеб с маслом такой халтурой. Внешне благополучные, сытые, живут с кислой миной или с миной оскорбленной добродетели (Борис Романов). Вот потому их тексты были так ужасны, их либретто так ходульны - легкий жанр требует искренности, простодушия.

Советскому официозу и Коляда и Левитин отдают дань. Но тоже по-разному, даже диаметрально противоположным образом.

В финальном апофеозе спектакля Коляды появляется Ленин. Такой, какой уместен именно в народной музкомедии (не советской конечно, а постсоветской). Правильное, народное, здоровое отношение к официозу. Народная смеховая культура его приняла, освоила и усвоила – переместила из портретов в анекдоты. И на сцену вышел именно он, «Ильич» из анекдотов. Комическая маска, с бородкой, в кепочке (Павел Рыков). Вечно живой, автор и руководитель советского действа – куда-то указывающий и призывающий.

А в спектакле Левитина исполняют гимн СССР. Исполняют долго и нудно. Четыре раза. Четыре варианта не прошедшие отбор. Чего добиваются? Чтобы нас всех стошнило? Или хотят показать правоту товарища Сталина, который эти варианты отверг? Идея умная, научно-исследовательская, от головы, погрузились в архивы, нашли, изучили, разучили. И вставили в оперетту. Додумались.

Советская оперетта это феномен. Была, цвела пышным цветом на подмостках, отцвела и наследников не оставила, хотя прародители были – венская оперетта. Можно ее не любить, презирать. Но зачем делать об этом спектакль, из нелюбви ничего не родится.

А ведь Левитин уже ставил прооперетту – спектакль с подзаголовком «Воспоминание о Легарекальманештраусе».

"МОТИВЧИК", М.Левитин, ТЕАТР «ЭРМИТАЖ», Москва, 1995г. (7)

Почему тогда получилось, а сейчас нет? Наверное, не в музыке дело. Тогда о Кальмане, сейчас о Дунаевском, музыка Дунаевского ничуть не хуже. И графья венской оперетты ничуть не более условны, чем китобои советской.

Тот спектакль был похож на спектакль Коляды, он был не столичный. Не умный-взрослый, а личный, детский, простодушный. Мальчик Миша Левитин проводил вечера в легендарном одесском театре, также как мальчик Коля в не менее легендарном свердловском. Тот же взгляд из зрительского кресла (в спектакле это было наглядно представлено - стояло кресло, сидел мальчик – сын режиссера, тоже Миша Левитин, а перед ним красный бархатный занавес и потом из темноты появлялись яркие картины). И название такое правильное, легкомысленное, уменьшительное – «мотивчик». И трогательная ассоциация от «Летучей мыши» на сцене к сказке о мышонке в одесском дворике (забрался на крышу, увидел ангела).
Мальчик любил оперетту - «Там все дураки! И мне это нравится, пусть все будут дураками!»

Музыка была как раз живая, веселый рыжий пианист (Андрей Семенов). Если я правильно помню, то и пианист-брюнет имелся (Игорь Легин), попурри на темы оперетт исполняли дуэтом. Простуженная примадонна кидала в пианиста туфлей (не подождал, пока переведет дыхание). Дуэт ветеранов легкого жанра («старикам всегда у нас почет») – Лидия Чернова и Юрий Амиго.

Кстати и свой Ягодин в том спектакле Левитина был. Анатолий Горячев. Играл перпендикулярно всем остальным участникам спектакля. Сосед-мужик с авоськой – выбегал на сцену и исполнял зажигательный танец от избытка чувств. Он кстати и пересказывал мальчику Мише «Летучую мышь». И перевоплощался в барона Айзенштадта. А его жена печальная красавица (Дарья Белоусова) – баронесса из Одессы. И простая Аделька во дворе тоже имелась, выходила с ведрами.
«Всё про нас, всё как в жизни!»

- А вот я оперетту не люблю, — говорит достойная дама. — ну хоть убейте.
— Что вы, живите! Один неделикатный вопрос: а муж вас любит?
И тут дама сначала возмутится, потом сникнет, она догадается, в чем причина охлаждения к ней мужа. Немножко шарма, прошу вас, не скрывайте, у вас он есть. Немножко фривольности, немножко глупости?

Михаил Левитин, «Мосты», 1995

Вот в этом наверное и проблема. Прошло двадцать лет, автор поумнел. Зритель охладел.
Tags: Коляда, ЭРМИТАЖ, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments