Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Человек с ружьем и три мушкетера.

.
«БРИГАДИР», О.Петян, РАТИ, мастерская М.Захарова, Москва, 2006г. (7)

Начинается, как хороший студенческий спектакль. Обычный студенческий спектакль – всё мило, старательно, не всерьез. Фонвизин оказался очень похож на Мольера – вздорные родители, влюбленные дети. И старшее поколение героев и младшее поколение играют ровесники – таковы правила игры дипломных спектаклей. Почерк мастера – Марка Захарова, никак не проявляется.

А потом происходит маленькое театральное чудо. В середину пьесы Фонвизина неожиданно вставлен кусок из «Трех мушкетеров», такой лихой дайджест, написанный узнаваемой рукой Марка Анатольевича – с его интонацией, с его неподражаемым юмором «впроброс», без тени улыбки. Эта вставка, как письма любезной Катерине Матвеевне в «Белом солнце пустыни». Она переводит спектакль совершенно на другой уровень, на уровень настоящей удачи, без всяких скидок на «ученичество». Игровое начало возводится в квадрат (пьеса в пьесе, игра в игре). Это просто ОЧЕНЬ СМЕШНО и не «капустническим» а более культурным смехом, потому что ученики Захарова (и режиссер и актеры) прекрасно освоили захаровскую интонацию и, что называется, купаются в тексте. Замечательно сделано совмещение фонвизинского «штиля» и захаровского стиля, актеры все время балансируют на грани высокопарной и бытовой речи, наклоняясь то туда, то сюда. Те же фонвизинские герои перевоплощаются в кардинала Ришелье, Анну Австрийскую, Бэкингема, а тот, кто не перевоплощается (сам Бригадир)– искусно встраивается в сюжет.

Пьеса замечательно разошлась по "фактурам" – высокая Финетта (Екатерина Тонгур), невысокий Розмарин (Кирилл Солёнов). Модельного вида советница (Александра Виноградова), хозяйственная бригадирша (Светлана Жиленко – у нее совершенно замечательные интонации то «деловой» Ирины Муравьевой, то «сладкой женщины» Гундаревой). Советник (Олег Соколов) – благолепен. Бригадир – груб (Ильяс Тамеев в этой роли замечательно воспроизводит захаровский прищур, причем не пародирует, как в капустнике, а выстраивает свою роль в этой манере, и, с переходом от русских сцен к французским, а затем обратно раскрывается все ярче и все смешнее).

Отраженные в «Трех мушкетерах» коллизии пьесы Фонвизина начинают играть новыми красками, сон забавного франкофила Ивана-д’Артаньяна (Артемий Гринченко) переводит вечную тему о «наших за границей» и «низкопоклонстве» в очень неожиданную плоскость, где сатира смешивается с восхищением.

Наши жены - ружья заряжены! Вот кто наши жены!

В конце поставлена замечательная точка – «смехоточка», как говорил Гайдай. В пьесе нечетное число персонажей, и, когда все разбиваются на амурные пары, лишним оказывается Бригадир, человек военный, спасший Францию, он выходит на авансцену не один, а ... с ружьем (с тем самым «театральным ружьем», которое в начале спектакля повесили на стену).

----
В Ленкоме последнее время как-то скучно, там такой легкий, веселый спектакль и представить нельзя, хотя эта постановка там планировалась (в сценографии Шейнциса, с участием Захаровой и Чонишвили). Может быть в РАТИ разомнут, а в Ленкоме поставят? Посмотрим, сравним.
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…