Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Прощай 2016-й театральный

*
Последнее театральное впечатление ушедшего года получил 30-го декабря. Совсем не новогоднее, но положительное. Качественный театр драматурга Артура Миллера, режиссера Леонида Хейфеца и актеров театра Маяковского очень достойно завершил 2016-й год.

"ВСЕ МОИ СЫНОВЬЯ", Л.Хейфец, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, 2016г. (7)

Первое, на что обращаешь внимание - сценография Владимира Арефьева. Очень выразительно. Ветви и сучья поваленного дерева загромождают сцену – двор загородного дома. Отсылает к «Иванову» Бутусова, идеально годится в виде макета на выставке театральных художников, но создает много неудобств актерам. Образно, хотя и прямолинейно – недавняя война (вторая мировая) заключает в себе нерешенный драматический конфликт, который нависал и вдруг обвалился, прорвался в мирную жизнь. Он взрывает благополучие, мешает, царапает и ранит.

Пьеса Артура Миллера – американский эквивалент «Вечно живых» Виктора Розова. Пьесы написаны ровесниками, примерно в одно время – в 40-е годы прошлого века, о второй мировой войне на фронте и в тылу. И пусть Миллер не воевал сам, как Розов, а работал корреспондентом на военной верфи, его занимала та же проблема – пока одни воевали и погибали, другие обогащались, это взгляд молодых идеалистов, вернувшихся с войны. В пьесах есть даже некоторые сюжетные параллели (главное событие, остающееся «за кадром» – гибель сына на фронте) и сходная расстановка героев (его девушка выходит замуж за его брата). Но главное сходство даже не в сюжетных построениях, а в самом фундаменте – и там и там война берется за нравственную точку отсчета, за момент истины. Она проявляет высокий идеализм в одних и низкий материализм в других. В общем, всё по пословице «кому война, а кому мать родна, дурак навоюется, умный обогатится».

Америка очень обогатилась и усилилась за время той войны, вышла в сверхдержавы, правда за это пришлось заплатить жизнями своих сыновей. В этом главная аллегория. Миллер раскрывает эту мысль драматургически, разыгрывает среди персонажей, членов одной семьи и их соседей. Он обостряет конфликт искусственно (в «Вечно живых» тыловики по крайней мере не виноваты в гибели Бориса, а здесь есть и непосредственная вина). Действие сжато рамками классического «единства времени и места». Но потеряв в правдоподобии драматург выигрывает в обобщении, за счет обращения к древним мифам, к Кроносу пожирающему «всех своих сыновей».

Спектакль начинает с летней, мирной расслабленности, очень долго разворачивается экспозиция, «болезнь критика» настигает зрителя и клонит в сон. Однако к концу первого действия интрига все-таки завязывается.
Второе действие вышло напряженным, драматичным, с открытым конфликтом, тут уж публика сидит как вкопанная.
И этот открытый конфликт вносит новый персонаж. Лучшая из актерских работ спектакля - Евгений Матвеев в роли Джорджа Дивера. Персонаж очень необычный и очень «миллеровский», гость из другого мира (никакой явной мистики тут нет, но нечто подобное угадывается в этой пьесе, как и в «Цене» в образе оценщика Соломона). И режиссер вместе с актером всё это точно угадали, решили роль именно так, подчеркнули «нездешность» и костюмом и манерой игры - человек в черном, намного более резкий и жесткий, заряженный на конфликт.
Джордж - «человек вернувшийся» (в места своего счастливого детства, к добрым соседям). Почерневший, поседевший, пепельный, сгоревший на чужбине. Он является словно призрак, призрак прошлого или посланец призрака - «стрелочника», которого упекли в тюрьму, или того пропавшего на войне сына, которого они ждут (ждут, что он НЕ придет и не предьявит), сразу возникает параллель с завязкой другого спектакля Бутусова, «Барабаны в ночи».
Молодое поколения представляют еще два персонажа, вот они не так четко очерчены.
Полина Лазарева играет первый план - material girl, а по сюжету ее героиня знает больше всех и постоянно носит это знание у себя в кармане, вот этот второй план надо было показать, хотя бы намеком.
Алексей Фатеев спотыкается на фразе «я командовал взводом» (а я не поверил). И в целом его герой самый неопределенный.

Старшее поколение более убедительно.
В роли отца-Кроноса Виктор Запорожский – весь в белом, светится богатством и уверенностью. Он вальяжный, мягкий, даже добродушный (до поры до времени) – акула капитализма на отдыхе.
В роли матери Ольга Прокофьева – интересно смотреть на известную актрису в развернутой, драматичной роли и не видеть ни одного знакомого приема, не слышать ни одной знакомой интонации.
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments