Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Перезапуск

*
"28 ПАНФИЛОВЦЕВ", А.Шальопа, К.Дружинин, Россия, 2016г. (10)

Декабрь 2016 года для России черный, несколько несчастий и по отдельности очень тяжелых сложились вместе, приобрели символический смысл и мы получили сильный удар в лицо.
Такие фильмы особенно нужны в такие моменты, просто чтобы напомнить о том, что было 75 лет назад, об ударах много более тяжелых и о том, как эти удары держали.
Но фильм очень хорош и без привязки к дню сегодняшнему.

Он удался и как явление общественное, социальное (от идеи, сбора народных денег, до прокатного успеха и возврата средств, точное сочетание запрос-ответ и в плане материальном и в плане идеальном).
Он удался и как явление искусства – а вот это очень неожиданно. По всем привходящим обстоятельствам, искусства здесь быть не должно, искусство так не делают (два режиссера это вообще приговор).

Собственно идея «народного фильма» и определила художественную составляющую. В этом новизна и уникальность - так никто не делал. Не принято было. Искусство не знает над собой законов, любит смелых, идущих непроторенным путем.

Фильм максимально прост, легче перечислить то, чего в нем нет, чем то, что в нем есть. Он сделан с чистого листа, как будто не было не только постсоветского кино о войне (вторичного, по отношению к советскому, построенного на переворачивании или воспроизводстве советских клише), но и советского кино о войне – обширного, разнообразного и изощренного. Как будто не было ни «Радуги» Донского, ни «Небесного тихохода» Тимошенко, ни «Иванова детства» Тарковского, ни «Проверки на дорогах» Германа, ни «Пороха» Аристова. Единственное из советского кино, чему «Панфиловцы» наследуют явным образом – фильмы Леонида Быкова, но только отчасти, лиричности и песенности тут нет, здесь нет авторского начала и своего кинопочерка. Ну и в самом финале есть отсылка к советскому «суровому стилю», но уже изобразительному, не киношному.

Здесь нет ни гуманистической, ни коммунистической идеологии, ни месседжа, ни экшена, ни противоречий, ни иронии, вообще никакого второго плана, ничего изощренного и сложного.

А что же есть. Есть простое прямое ровное зеркало, создатели фильма спокойно держат его перед народом-2016 (и перед народом-1941), а в зеркале отражается душа, до глубины. Простота, самоограничение, минимализм - это сильный прием. Из простого можно сделать искусство ровно также, как и из сложного. Нужно только суметь, «впасть в неслыханную простоту, как в ересь» и этой ереси последовательно держаться. Простота это главное достоинство - твердая рука, верный спокойный тон, без суеты, без задних мыслей.

Есть и другие достоинства - актерские. Весь актерский состав хорош, множество лиц – разных и все лица правильные, совсем некиношные, нетусовочные и вообще не из 21-го века. Они и не из 1941 года, это не реконструкция, а обобщение, простой русский человек (казахский и украинский в том числе). Несколько актеров, знакомых мне по московским театрам (Александр Устюгов по РАМТу, Антон Кузнецов по Сатирикону) совершенно не выделяются, они тоже не выглядят актерами, это дорогого стоит.
Секундное появление женского лица тоже дорогого стоит (так работает минимализм - секунда и не надо сочинять диалогов, слов, истории).
Вот кстати, Устюгов здесь очень правильно появился, в его спектакле «Зори здесь тихие» была подобная и тоже очень успешная театральная попытка опереться на те же простые чувства.

Отметил еще хорошую работу оператора - в фильме прекрасно снят природный фон и в нужные моменты камера поднимается и дает впечатляющий вид сверху. Вчера ходил в подмосковный лес, там еще остались кое-где следы бетонных укреплений 1941 года, – и вот именно эту природу "вечную и равнодушную красоту" увидел на экране.

Успех «28 панфиловцев» обнадеживает. В постсоветское время в России были отдельные хорошие фильмы, но национального кинематографа - как не было, так и нет. Наше кино искусственное, словно в воздухе висит, над землей, на гидропонике. Не опирается на зрителя (подавляющее большинство фильмов не окупается в прокате) не имеет успеха на зарубежных фестивалях (отдельные фильмы что-то получают, но русский кинематограф как явление отсутствует и там, где ценят иранское, корейское, румынское кино). Наше кино – замкнутая система, нужная только самим кинематографистам.
Эта программа - «кино-для-себя» - безнадежно зависла, воспроизводится и воспроизводится дурная бесконечность. Нужен перезапуск, возвращение к базовым ценностям, к ценностям зрительской аудитории, к самой простой системе координат.
Перезапуск состоялся и первый самый простой нулевой тест кино успешно прошло. Есть результат и его признали зрители, возникла опора. На этом простом и прочном фундаменте можно строить и нечто более сложное.
Tags: Музыка Александрова, кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments