Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Долгая, долгая жизнь

*
Продолжу про «Бесов» Юрия Любимова. Если бы не разрыв с Таганкой в 2011-м году? Мог бы этот спектакль там появиться?
Не могу себе его там представить. Не умещается он на той сцене – слишком велик (не только геометрически и не только продолжительностью). В той Таганке «Бесы» не расходились по ролям.

Чтобы сыграть этот долго вынашиваемый проект, нужна была другая труппа (новая, свежая, не уставшая от режиссера, не затренированная). И тут уже перст судьбы указал на альма матер, на старое место, где как раз к этому моменту произошло обновление, начался подьем и труппа была готова исполнить, сыграть, пропеть, станцевать любую сложную партитуру (Туминаса, Бутусова, Мирзоева, Любимова, Холиной).
И действительно исполнила, осуществила спектакль, не только сочиненный, но и сыгранный в голове режиссёра, актера по профессии. На спектакле было полное ощущение, что Юрий Петрович, как Хичкок, заранее зарисовал весь будущий «фильм» по кадрам. Сам в собственном воображении сыграл все роли, попробовал на себе каждую интонацию в каждой фразе текста, пластику всех персонажей без исключения, каждый жест в каждом диалоге и монологе, каждый поворот головы в зал с акцентированным переносом фокуса на зрительный зал и возвращением обратно на сцену.
В игре многих актеров был виден и слышен Любимов, и внешнее сходство и знакомые интонации голоса, режиссерский показ. Прежде всего у Шлыкова (Верховенского), но также и у внешне совсем не похожих Епишева (Ставрогина) и у Иванова (Шатова). И в пластике Меньщикова (Федька Каторжный) сверкнул Любимов и этот самый эпизодический персонаж врезался в память.
Это придавало действию характер личного высказывания, продолжающегося после смерти автора в актерах, словно Юрий Петрович в этот вечер сам вышел к зрителям.
Его сильная режиссерская воля присутствовала на сцене и собирала сцены-отрывки в спектакль-роман со сквозным сюжетом и смысловым планом четко и последовательно изложенным, как театральное доказательство литературной теоремы.
Про теорему надо отдельно написать, а пока про театральное доказательство через актеров. Воля режиссера, как магнитное поле, собирала множество вахтанговских актеров разных поколений в ансамбль. Черный магнит можно было воочию увидеть в центре сцены - рояль, музыкальный камертон, задававший ритм и тон.

Не все до одного, но очень многие из героев романа удались. Могу опять сослаться на зрительскую интуицию, я поверил, что они вышли именно такими, как задумывал (и сыграл для себя) режиссер. Степана Верховенского, Ставрогина, Шатова и Федьку я уже упоминал.
Добавлю еще в первую очередь Лебядкиных. Бердинских и Косырев актеры яркого внешнего рисунка и таганской фактуры. У Марьи Тимофеевны максимально возможный внешний контраст «мужем», Иваном Царечием. У нее совсем домашний облик и говор. И еще очень трогательная, точная, бытовая деталь – подушечка. Домашнюю подушечку она подкладывает, когда садиться на условный диванчик (а в роли диванчика - транспарант «Хромоножка», парадоксальное сочетание условности и быта).
Косырев сыграл в чисто комедийной, острохарактерной манере. Человек-шарж, пупс, точка психологической разрядки, центр внимания публики, срывавший заслуженные аплодисменты.
Лизой (Евгения Крегжде) я любовался, так она хороша, такой блеск в глазах. Актриса стала хороша необыкновенно (недавно в «Грозе» это отметил).

Вот кстати, как интересно и по-разному складывается театральная судьба двух Сонь из «Дяди Вани» Туминаса. Бердинских развивает ту же характерную линию (свою тему, тему «Ивонны») и после Сони (и затем Ивонны у Мирзоева) сыграла у Любимова характер подобный, но более сложный.
А Крегжде перешла в другое амплуа - героини, теперь она не Соня, а скорее Елена Андреевна.

Труднее мне было принять такого мелкого Петрушу-беса
(Красков), но и тут был виден четкий рисунок, заданный режиссером. Бес истаскавшийся, потертый, сам от себя уставший, интригующий без вдохновения, словно по инерции. Он выглядит много старше всех остальных «наших», заметно старше Ставрогина. Человек без возраста, да и человек ли?
Дать тому же актеру роль Тихона – очень спорное решение. Петр Верховенский выглядит слишком старым, а Тихон слишком молодым.
Та же проблема и с Варварой Петровной. В труппе полно актрис соответствующего возраста, зачем надо было назначать на роль молодую актрису и маскировать возраст гримом?

В большом хозяйстве, в спектакле-романе не всё было на должном уровне, кое-где виднелись схематичные заплатки.
1-е действие прекрасно прошло по ритму и интонации, музыкально, с осмысленной подачей текста, с паузами, некоторые диалоги были на самом деле пропеты – у Епишева и Иванова получился почти оперный дуэт Ставрогина и Шатова.
А после антракта ритм сбился, это сразу было слышно с увертюры пианиста. И далее полноценные сцены стали чередоваться со скороговоркой.

Кстати, ведь и на «Борисе Годунове», когда я его смотрел, было так, первое действие прозвучало как действо, идеально-хоровое, даже до мурашек пробирало. После антракта хор немного разладился и общее действо стало рассыпаться на номера, спектакль держали актерские работы – крупные (Губенко) и яркие (Золотухин).

Подобную музыкальную форму очень трудно держать в драматическом театре. Спектакль набирает ход, разбегается и взлетает – и тут антракт и надо заново разбегаться.
Но и без антракта нельзя. И не только из-за большой продолжительности.
В «Бесах» был не технический, а именно смысловой антракт. Не помню в театре другого такого случая, такого антракта встроенного в действие. Антракт сделан во время сцены у Тихона. Достоевский эту сцену из окончательной редакции исключил и режиссер это «отсутствие» отыграл в спектакле. Исповедь Ставрогина не произносится в явном виде, а подразумевается (теми зрителями, кто в курсе). В антракте происходит перелом. Экспозиция первого действия завершена, композиция выстроена, теорема сформулирована, диагноз прозвучал, вопросы заданы, фигуры расставлены. В антракте эти фигуры «взвешены и найдены очень легкими» и далее повествование идет к печальной развязке, фарс переходит в трагедию, происходит проявление и изгнание бесов, бег к пропасти и падение.

Два главные персонажа, два самых развернутых героя спектакля Ставрогин и Верховенский-старший сильно меняются по ходу действия, проживают жизнь.
Ставрогин в первой части был лицом от автора, рассказчиком более, чем персонажем, Епишев играл больше от себя и в прямом общении с залом. Затем он стал все больше замыкаться в условную театральную форму манекена, кажется, что и грима стало больше и пластический рисунок острее, он буквально становился одержимым. После исповеди стало ясно, что он обречен – сколь веревочка не вейся, а совьешься ты в петлю.
С Верховенским все было наоборот. В первой части персонаж хоть и теплый, обьемный, но все же больше комический (подкаблучник, «жених», которого «выдают, как невесту»). После антракта именно он становится лицом от автора, принимает эстафету от ушедшего в себя Ставрогина. Эволюция Верховенского в спектакле в точности повторяет эволюцию этого героя в романе – от злой сатиры на либерала к трогательным финальным сценам, к прозрению. Роль вырастает в авторское выказывание (актера и режиссера), именно так Шлыков произносит главные содержательные монологи – на балу и в финале с тележкой. Это играется как завещание, как послание режиссера (да просто много пожившего человека) нам зрителям, теперь из-за гроба, тем кто живет после. И публика это именно так и воспринимает, здесь устанавливается самый полный контакт с залом, напряженная внимательная тишина и аплодисменты в ответ.
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments