Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Четвертая жизнь

*
”БЕСЫ”, Ю.Любимов, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2012г. (9)

Давно смотрю спектакли Любимова, не один десяток их уже посмотрел (и не два, больше трех десятков). Они уже выстроились в памяти. И вот вчера на спектакле было полное впечатление, что эти «Бесы» поставлены сразу после «Бориса Годунова». А все, что сделано между (между 1982-м и 2012-м годом), это бугорки безвременья между двух вершин, их можно и забыть по большому, гамбурскому счету.

На самом-то деле так оно и было, только не у нас, а за границей. Первым драматическим спектаклем после невозвращения были именно «Бесы» 1985 года. Но о них у меня никакой информации нет, можно только предполагать, в какой степени вахтанговская постановка на них похожа.

В 2007 году по случаю 90-летия написал текст о трех жизнях Любимова (http://lev-semerkin.livejournal.com/120236.html). Первая жизнь – простого советского актера (1937-1963). Вторая жизнь – легендарного советского режиссера, создателя театра (1963-1983). Третья жизнь – постсоветского режиссера, перезагрузившего свой театр (1989-…).
Третья жизнь не вызывала у меня такого большого интереса, как вторая, а после 2007 года я и вовсе перестал на его постановки ходить.
И вот оказывается, что эта третья жизнь не была последней. И тот юбилейный текст это не законченный портрет, его обязательно нужно дописать.

Само появление вахтанговских «Бесов» Любимова вернуло интерес к его режиссуре из-за того, что возник очень красивый театральный сюжет - рифма судьбы, замкнувшейся в кольцо, рифма долгой-долгой жизни в театре, в режиссерской профессии. Первая режиссёрская работа Любимова была сделана в вахтанговском театре и последняя тоже там оказалась.
Однако, я всё откладывал поход на «Бесов» из опасения, что рифма, прекрасная в замысле, окажется не так прекрасна на практике, в реализации. И возраст режиссера был уже запредельный, и чужая труппа, и замысел очень уж старый, многолетний, мог давно перезреть. И отзывы на премьеру были уважительные, не более, а то и совсем вялые. И заявленное «концертное исполнение романа под музыку Мартынова» очень напоминало постановки Любимова-3 (чем далее, тем более схематичные).
А теперь спектакль и совсем без режиссёрского присмотра оказался.

Наконец, выбрался вчера. Все эти опасения оказались напрасны.
Интуиция подсказала, что спектакль со времен премьеры даже расцвел. Во-первых, расцвел на зрителе, на живых реакциях зала (а зал принимает очень хорошо). А во-вторых, он удачно попал на общий подьем в вахтанговском театре, в благоприятном творческом климате все расцветает и колосится.
Музыка оказалась не только Мартынова, но и Стравинского.
Многолетняя работа над романом ощущается, но нет ощущения, что работа перезрела. Совсем наоборот. Видно, что режиссер углубился и постиг роман до самого дна, кто ясно видит, тот ясно излагает, ясность содержательная выражена в простой театральной форме.
Да, спектакль продолжает линию Таганки 1989-2011, но в новом качестве - всё, что там было схематичным, жестким, кратким наконец-то воплотилось в развитую, крупную форму, в Большой Стиль соответствующий большой академической сцене.
Таким образом, «Бесы» находятся уже за порогом третьей жизни Любимова. Это уже четвертая его жизнь, пусть она оказалась совсем короткой, но все-таки - прожить четыре жизни в искусстве, каково! У кого еще так было? Разве что у легендарного Хокусая.

По закону отрицания отрицания четвертая жизнь должна не только продолжать третью в снятом виде, но и быть возвращением ко второй, повторять те приемы. Так и случилось. «Бесы» под рояль, сделанные с композитором Мартыновым, оказались похожи на хорового «Бориса Годунова», сделанного с Покровским.
Их легко можно представить в репертуаре той, легендарной Таганки. Даже можно нафантазировать состав гипотетических «Бесов-84»: Ставрогин - Трофимов, Степан Верховенский – Любимов (да, именно так вижу, актерский дебют в своем театре), Лебядкина - Славина, Лебядкин – Антипов, Варвара Петровна – Полицеймако, Петр Верховенский – Филатов, Кириллов - Арцибашев и так все роли до Федьки-Хмельницкого и Лямшина-Фарады. От свидетелей легендарных лет Таганки принимаются другие предложения по распределению ролей. А о вахтанговском распределении (и в целом о спектакле) … продолжение следует - http://lev-semerkin.livejournal.com/703342.html .
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments