Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Большому театру – большой спектакль

*
”КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА”, Р.Туминас, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2016г. (10)

Большой спектакль. Во всех отношениях. Много театра, много музыки. Большая опера, большой оркестр, большие голоса, большая режиссура.

Сатирическое, социальное, национальное – не на первом плане, на периферии. В центре конфликт обобщенный – человек достоин лучшей доли, народ достоин лучшей жизни. Люди разделены на мужчин и женщин, хозяев и работников, и они тиранят друг друга, запирают, убивают. Во втором действии народ точно также разделен на полицию и каторжников. Режиссер закольцевал постановку, вывел на сцену каторжный народ в самом начале, а затем выхватил, словно лучом прожектора, одну из них, одну историю, одну героиню и далее развернул, раскрыл общее через частное.

Театр Туминаса – крупный, тщательно выстроенный и синтетический, командный (сценография, костюмы, хореография, свет) с выразительными актерскими работами (Надя Михаэль, Джон Дашак, Тарас Штонда и Марат Гали разыграли настоящий драматический спектакль), с выразительной массовкой (танцы скоморохов особенно впечатлили и дополнительно раскрыли, театрализовали музыку), с выразительной декорацией (мощные стены в первом действии и огромный плот во втором). Такая солидная, академичная постановка точно соответствует второй, взрослой редакции оперы, исполненной оркестром также солидно и академично.

Поставка второй редакции оперы – это принципиальный жест, возвращение «Катерины Измайловой», как равноправной, в дополнение к «Леди Макбет Мценского уезда», демонстрация приоритета художественных соображений над нехудожественными (политическими, идеологическими). Идеологизированная критика сразу среагировала и строго указала театру на политический просчет. Но и она признала успех постановки. Постановка Туминаса с Надей Михаэль становится в ряд с эталонным фильмом Шапиро с Галиной Вишневской, утверждает на оперной сцене разнообразие и восстанавливает историческую справедливость и соразмерность. Именно так и должно быть: «Леди Макбет» в Геликоне, а на исторической сцене Большого театра – «Катерина Измайлова».

Надя Михаэль в заглавной партии и заглавной роли впечатляет своеобразием. Сильный голос, сильный драматический талант, сильная индивидуальность. Певица и актриса со своей темой. До этого я видел с ней «Медею» ( http://lev-semerkin.livejournal.com/646770.html ). Катерина Измайлова точно в тему.
Роль исполнена почти идеально. Одна проблема – она поет ноты, звуки, связанные музыкой, а не текст, то есть слова связанные в предложения. Интонации выдают незнание языка. При том, что роль Катерины она играет, проживает от начала до конца.

Сергей (Джон Дашак) – бритоголовый великан прекрасно монтируется рядом с такой Катериной. Вот у этого певца с текстом проблем нет, акцент заметен, но не раздражает. У любовника очень выразительный фактурный и вокальный контраст с мужем (у Марата Гали в роли Зиновия Борисовича внешность расплывчатая, зрение слабое, голос несильный).
Внешние данные Сергея-ходока дополнены очень интересной разработкой характера, оборотной стороной. Сергей склонен к изяЧным чувствам и соответствующим «литературным» выражениям, режиссер и исполнитель делают на этом особый акцент. Это придает драматическое наполнение, объем и дополнительно обостряет, усугубляет тяжесть положения главной героини

Судя по откликам на премьеру, слабым местом февральского премьерного состава был бас. Театр учел критику и начиная с июньского блока перевел в первый состав Тараса Штонду. И теперь Борис Тимофеевич стал самым сильным звеном. Идеальное сочетание музыкального и драматического наполнения. Тут все на месте - и фактура и пение (фактура голоса) и сценическое движение и жесты.
Tags: Туминас, опера, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments