Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Рим сгинет сам, от собственных пороков

*
”НОРМА”, А.Олье, КОВЕНТ-ГАРДЕН, Англия, 2016г. (10)

Постановка богатая, зрелищная и очень точно попадающая в современную ситуацию, когда прогрессивное и казалось безальтернативное «завтра» вдруг оказалось вчерашним днем, оно уже не наступает, а отступает. Современный Рим, постхристианская глобальная империя, уже не кажется всесильной, теряет привлекательность, остывает, а традиционное общество все сильнее накаляется и готово к реваншу.

Галлы из оперы Беллини показаны в спектакле как традиционное общество, общество религиозное, военизированное, строго ранжированное с детства. Общество стройное (выстроенное, построенное). Военные мундиры, знаки различия и орденские планки. Униформа есть и у священников-жрецов – сутаны. Миряне ходят в балахонах (ку-клукс-клановских), под такими балахонами прячутся Поллион и Флавий в первой сцене, и даже галльские дети, прислуживающие в храме, одеты в остроконечные балахоны.
Всё это не из условных, легендарных языческих времен, а из более знакомых времен христианской Европы, христианского Запада. В сценографии спектакля лес из распятий и католические ритуалы (проповедь Нормы, исповедь Адальжизы) играют роль священного леса и языческих ритуалов друидов. Для испанского режиссера всё равно какая религия, все они одинаковы, все подавляют свободу личности, ему совершенно не важна единичность символа распятия. Множество распятий – братская могила (жертв Рима). Множество распятий – народ, строительный материал истории. Из распятий составлен не только лес, но и стены храма. А в какой-то момент распятия сплетаются в огромный терновый венец.
Традиционное общество копит обиды, копит силы для восстания и вот-вот восстанет. Вопрос только в том, когда начинать. Прямо сейчас (как хочет партия войны, в спектакле ее возглавляет Оровезо, военачальник) или дождаться, когда Рим погибнет сам, «не от рук галлов, а от нечестий своих и пороков» (так считает партия мира, партия дочери Оровезо, Нормы). Норма представляет более молодую, уже глобализированную часть элиты.

Противостоящий галлам Рим в спектакле представляет один персонаж – Поллион. Правда, есть еще друг Поллиона Флавий, роль совсем небольшая, она дополняет образ глобальной империи совсем особым образом. Дело в том, что на сцене не видно ни одного афробританца, но неписанный закон современной британской сцены не нарушен, в роли Флавия выходит азиобританец.
Поллион (Джозеф Каллейя) – обрюзгший, небритый дядька в пиджаке. Не воин. Если и силовик, то представитель «мягкой силы». Чем такой римлянин мог привлечь любовные чувства двух таких ядреных, отборных галльских женщин-жриц?
Во-первых, за ним стоит великий Рим, более могущественная и привлекательная цивилизация. Верхушка галлов уже успела вкусить от достижений цивилизации. В начале второго действия зрители из мест общественных попадают в частный дом, где живут дети Нормы и Поллиона, словно из архаичного прошлого в современность. Детская в стиле хай-тек, удобная мебель, яркие игрушки, плазменная панель, мультики.
Но не только этим привлекает Поллион. Не только передовыми технологиями, но и передовыми взглядами - «личность выше общества», «любовь выше, чем долг». Тенор, не очень убедительно звучавший в первых сценах, в любовном дуэте с Адальджизой распевает соловьем. Слушай свое сердце и поступай, как хочется.
Полюбил, разлюбил, бросил, полюбил другую. Дети – детей тоже пришлось бросить, а что делать. Сердцу не прикажешь. Вот и оборотная сторона свободы, донжуанский либертинаж, которого не могут принять отсталые галлы, ни Норма, ни Адальджиза. «Нечестие» - на этом и споткнулся прекрасный новый мир.

Империя проигрывает и вокально. Класс тенора ниже, чем класс сопрано, две Сони - Йончева и Ганасси - главные звезды спектакля (вот только возрастное соотношение обратное, минус 15 лет, получается, что Поллион променял молодую на старую). Голоса прекрасно сливаются в дуэтах.
«Casta Diva» Йончева прекрасно иcполнила, тихо, спокойно в контраст с тем, как звучал голос в остальных сценах, пела будто в трансе, закрыв глаза. Не просто ария, а проповедь с амвона. Не земная женщина, а жрица причастная тайному знанию.
Ведь противопоставление глобальной империи и традиционного общества это только фундамент, исходная посылка, спектакль не о противостоянии. Он о попытке синтеза. Главный конфликт не между римлянами и галлами, вообще не между людьми (не в любовном соперничестве Нормы и Адальжизы, не в любовном треугольнике), конфликт проходит через сердце человека. И это не сердце Поллиона, там никакого конфликта нет, он свободен и его «хочу» не имеет никаких рамок, оно даже сильнее элементарной осторожности – захотел Адальжизу, нагло врывается в жилище юных жриц. Главный герой – Норма, она пытается снять конфликт, возвысится над враждой, примирить в себе долг и любовь, Рим и Галлию.

В финале остается небольшая надежда на синтез в будущем (остаются в живых дети Нормы и Поллиона, полукровки, воспитанные на мультиках Голливуда). Но это только возможное будущее, а заканчивается спектакль огнем, пылающим крестом (режиссер пугает нас «горящим крестом» - символом ку-клукс-клана).

=======

Это я открыл сезон кинотрансляций еще одного театра – Royal Opera House, в программу Theatre-HD он не входит.
В программе ROH-2016/17 еще пять опер, следующей будет «Так поступают все», и шесть балетов – см. http://www.rohd.ru/)
Tags: theatrehd, опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments