Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

На пятачке и вокруг

*
”ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ”, С.Женовач, СТИ, Москва, 2010г. (10)

По второму разу смотрел. Укрепился в намерении весь их репертуар по два раза смотреть. Собственно уже давно на второй круг пошел и пока не жалел об этом. Только «Записки покойника» расфокусировались после премьеры, во второй раз не было такого острого сопереживания связи театрального романа с гражданской войной.
Вторые (рядовые репертуарные) спектакли «Захудалый род» и «Москва –Петушки» оказались также прекрасны, как и первые, премьерные.
«Битва жизни» просто-таки раскрылась из бутона, расцвела. И «Записные книжки» тоже стали стройнее, яснее, точнее. (Первый отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/322674.html ).

Режиссер придумал задачу (самому себе и актерам) очень трудную, своего рода лабораторный эксперимент – можно ли сыграть записные книжки? По брусчатке легче идти, чем по песку. Связный текст со сквозным сюжетом легче играть, чем пестрый набор отрывочных фраз, актеры вязнут, спектакль не движется. И зрителю смотреть легче, когда сюжетная линия цепляет и держит внимание. А если ее нет, внимание первые полчаса еще держится авансом, а потом начинает рассеиваться.
Проблемы эти очевидны из общих соображений и были заметны непосредственно из зала, но было заметно и другое, заметно как эти проблемы преодолеваются. Преодолеваются с усилием. Преодолеваются совместным усилием. Режиссер придумал особые «застольные» правила игры, актеры их твердо придерживаются и приучают зрителя, зрители начинают с интересом наблюдать и слушать застолье - узнаваемое, хаотичное, бессвязное.

Прекрасное впечатление от труппы СТИ, от команды. В «Записных книжках» командная игра важна, как в никаком другом спектакле. Сложная режиссерская партитура исполняется уверенно, все паузы на месте, все синкопы, переключения регистров (от смеха к слезам), петельки-крючочки, перемещения по сцене, рассредоточение и сосредоточение. Текст составлен из обрывков очень умело, там предусмотрены точки кристаллизации и актеры ими пользуются, ищут и находят для своих персонажей сквозной сюжет.
В этот раз особенно заметно было воспаленное самолюбие начинающего литератора (Андрей Шибаршин) из набросков на наших глазах рождается давно знакомый образ Треплева.
А Евгения Громова строит образ даже не из обрывков текста, а из отдельных слов, жестов, импровизация на тему состояния женского опьянения. В первом действии именно ее маленькое соло, игра со зрителем, стало решающим для успеха спектакля, в этот момент всё заиграло и все включились. И дальше спектакль двигался легко, весело, тесный пятачок вокруг стола расширился и за сцену и в зал и наконец в фойе, куда все вместе, актеры и зрители отправились есть мороженное.
Еще один сквозной персонаж буквально сшивавший отрывки из записных книжек между собой и сшивавший зал со сценой (Григорий Служитель - путешествующий из зала на сцену и обратно) раскрылся уже во втором действии в маленьком соло. И какое точное попадание в чеховскую интонацию, взрослая игра – заметно как взрослеют актеры СТИ.
Сценограф переключил регистр к дождливому настроению, к более серьезным темам. Лето первого действия сменилось осенью, разговорами за чаем долгими осенними вечерами. Во второй части взгляд то и дело останавливается на картинке - светопись, как живопись.

И, наконец, главное приращение, которое получил спектакль. Моноспектакль Игоря Лизенгевича. Приращение тоже связано с взрослением. Рассказ «Студент» (антитеза записным книжкам и по смыслу и по форме) прозвучал по другому, значительно сильнее. На премьере было ощущение, что чеховского студента играет студент, студент современный, городской, поэтому между ним и героем такая дистанция, она преодолевалась только неактерской искренней подачей текста, эффект, который бывает в дипломных спектаклях. Героев записных книжек играли актеры и в этом был контраст с рассказом. Теперь по-другому, контраст в другом. И внешний облик укрупнился и манера говорить стала более уверенной – с паузами в которых чувствовалась абсолютное пребывание в материале и абсолютная власть над притихшим зрительным залом.
Комнатный спектакль на пятачке (на пятачке сценической площадки и на пятачке за крепостными стенами театра-монастыря) вышел в мир, и сразу «вечерние потемки», «наступивший холод», «запахло зимой, подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло". "По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо». Все это не просто перечислено было, а сыграно и «закоченевшие пальцы» и «обветренное лицо». И мрачные мысли («невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета») в начале рассказа и «чувство молодости, здоровья, силы» в конце.

Спектакль, начавшийся в уютном фойе с насмешливого Memento mori под заунывные звуки знаменитого еврейского оркестрика из «Вишневого сада», закончился заморозками в страстную пятницу, в вечернем лесу, а потом у костра, и «невыразимо сладким ожиданием счастья, неведомого, таинственного счастья».

«И жизнь показалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.»
И тогда собравшихся за столом на веранде людей из записных книжек Чехова, людей замерших как на старинной фотографии, людей давно ушедших из жизни и вернувшихся из-под земли на наших глазах, мы увидели совсем по-другому.
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…