Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Евгений Онегин, неумеющий обращаться с оружием.

.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», Д.Черняков, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2006г. (8)

Черняков придумал очень хороший театральный спектакль - внятный и яркий.
Спектакль довольно сильно расходится с "текстом пьесы", например Онегин убивает Ленского не на дуэли, а случайно. И еще много чего напридумано.
Но ведь текст этой оперы настолько УЖАСТЕН, по-моему его не стоит жалеть. Любители оперы к этому тексту притерпелись, а у свежего человека от некоторых поэтических перлов (да еще в сочетании с цитатами из Пушкина) просто уши вянут.

В вашем доме, как сны золотые,
Мои детские годы текли!
В вашем доме вкусил я впервые
Радость чистой и светлой любви!
Но сегодня узнал я другое,
Я изведал, что жизнь не роман,
Честь лишь звук, дружба слово пустое,
Оскорбительный, жалкий обман,


Первые четыре строки еще ничего, но потом просто-таки дворовая песня

В глазах девятиклассника Василия – гроза
Увидел Васька Зинкины огромные глаза
А дело было в лагере, кругом зеленый лес
И песни пионерские и тысячи чудес.


Как театральному режиссеру ставить подобный текст? Или пародировать (так ставил текст «Кармен» Алексей Левинский) или игнорировать. Режиссер выбрал второе.
При этом он совершенно буквально воспринял подзаголовок (лирические сцены в семи картинах) и показал нам последовательно эти семь картин в черных рамах. Первые пять – в одной декорации (в белой коробочке, в провинции, в усадьбе Лариных). Последние две – в другой декорации (в красной коробочке, в Петербурге, в доме Гремина).

А зрителю надо слушать музыку, не обращая внимания на слова (с нашей оперной дикцией и в отсутствии бегущей строки это совсем несложно ).
И во все глаза смотреть действие. Действие Черняков очень подробно поставил.

На самом элементарном зрелищном уровне он похоже руководствовался советом Марка Захарова (чтоб зритель не уснул, на сцене периодически должно что-то случаться –особенно хороши взрывы, они воздействуют и на глаза и на уши ), а может тезисом Мейерхольда о параде аттракционов (или это был тезис Эйзенштейна ?), ведь постоянные нарушения ожиданий зрителя это тоже аттракцион (крестьян – нет, Ленский с берданкой, Татьяна без малинового берета). Еще один аттракцион - пиаровское распускание слухов про эсемески (многие зрители ждали, что Татьяна будет посылать Онегину не письмо, а смс – не дождались, режиссер обманул и эти ожидания).

На уровне содержания действия у него была задача даже посложнее, чем у постановщика пантомимы. В пантомиме нужно все показать через действие, так как нет слов, а здесь слова есть и они мешают, надо их перебить.

С корабля на бал -1.

Черняков постоянно сетует на обычное в наших оперных театрах назначение нескольких составов. Другой состав – другой спектакль.
Я видел первый состав, роль Онегина исполнял иностранец (Мариуш Квечень), по русски он пел с заметным акцентом и получилась история про иностранца в России.
Приезжает он к Лариным, как с корабля на бал, ничего в местных порядках не понимает (все в светлом, а он в черном). Местные порядки показаны очень колоритно – гости хором поют русские народные песни, хлебосольная хозяйка-толстушка хлопочет, у нее две дочери (одна бойкая, другая сомнамбула), строгая гувернантка (выписана из-за границы), у младшей дочери есть жених – местный стихоплет-чудак.
Появление иностранца путает все расклады. Татьяна поражена в самое сердце. Вторая картина – письмо Татьяны – наибольшая удача режиссера. Ночью она приходит в зал, где днем увидела Его, зажигает свет – пустая белая коробочка, она одинока, заключена в ней как героиня «Двойного непостоянства». В конце сцены – кульминация. Гроза, взрывается, рассыпается искрами люстра (искры из «Эмили Галотти»), порыв ветра распахивает окна, разбивает стекла, разлетаются занавески (как в Чусовской «Грозе» или в «Летучем голландце» Конвичного). Это ее любовь разрушила замкнутую коробочку и вышла на свет (художник по свету понятно кто - Фильштинский).
Но и Ольга увлечена иностранцем, Ленский над которым здесь все посмеиваются, конечно не выдерживает сравнения. Он обижен, играет шута, в роли Трике смешным акцентом пытается пародировать Онегина, наконец оскорбляет впрямую.
После бала похмелье – слуги убирают со стола, Ольга бродит по дому, ищет сережку, не обращая никакого внимания на бывшего сердечного друга, тот поет печальную арию. Приходит Онегин, пытается помириться, вырвать у Ленского ружье, нелепый случайный выстрел.

С корабля на бал -2.

Второе действие повторяет первое, как зеркальное отражение, где все наоборот – левое становится правым, белое – красным, бледный утенок – шикарной птицей, случайный выстрел – случайной осечкой.

Онегин опять выглядит чужим, но в Петербурге это уже ни у кого не вызывает интереса. Он не ком-иль-фо, все в черном, а он в светлом пиджаке. Говорит тост – никто не слушает, его длинные биографические излияния нелепы. Он здесь играет ту же жалкую роль чудака, которую у Лариных играл Ленский. Отношение хозяев сразу передается слугам, те игнорируют нового гостя, а потом обливают соусом.

Появление царственной Татьяны еще более усугубляет положение несчастного. Теперь она видит его жалким (а когда-то говорила – «как я жалка»), может быть жалеет, но появляется муж и уводит ее из зала. Онегин пытается застрелиться – и здесь не везет, пистолет дважды дает осечку.

Вот так судьба играет с человеком. Сначала Онегину выпал счастливый жребий, но он им не воспользовался. Потом ему выпал жалкий жребий.
Последние слова текста оперы – «о жалкий жребий мой» пропеты внятно и слышны отчетливо.

...

Альтернативную версию второго действия («В красной красной комнате») см. здесь.
Tags: Черняков, опера, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • 56 comments
  • 56 comments

Comments for this post were locked by the author

Recent Posts from This Journal

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…