Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Два моноспектакля в один вечер

*
”КАМИЛЛА”, К.Кламут, Институт им.Е.Гротовского, Польша, 2014г. (9)

”ЗАПИСКИ КОВЯКИНА”, С.Загребнев, Москва, 2016г. (7)

Еще два спектакля фестиваля Соло, оба совсем малой формы со свободной рассадкой зрителей (в первом случае на цене ТЦ «На Страстном», во втором в Боярских палатах). Оба представляют собой самостоятельные работы актеров (с некоторой помощью со стороны). Этим сходство и ограничивается. Во всем остальном - полюса: первый - женский, второй - мужской; первый зарубежный, второй отечественный; первый про искусство, второй про жизнь; в первом театр нелинейный (геометрия Лобачевского) во втором театр линейный (геометрия Евклида), первый требует от актера «полной гибели всерьез», а второй требует «читки» (и читка становится явлением искусства, если это искусная читка). Первый спектакль стоит смотреть прежде всего из-за актрисы (Камилы Кламут), героиня спектакля Камилла Клодель используется «в качестве трамплина, орудия, делающего возможным проникновение вглубь, к тому, что укрыто под нашей повседневной маской, к достижению интимных слоев нашей индивидуальности для того, чтобы принести их «в жертву» (слова Ежи Гротовского). А второй прежде всего из-за автора (Леонида Леонова), актер выступает посредником, переводит язык прозы на язык театра.

=======

Настоящая польская актриса выходит на сцену, как Жанна Д’Арк на костер. Она выходит самосжигаться – таков максимализм польского театра. Отсюда и «оголение» актрисы, как знак, что пойдем до конца («Актер, призван совершить акт самообнажения, «оголения», принесения в жертву того, что в нем наиболее интимно»). Камила Кламут именно такая актриса, она сосредотачивается, собирает тело в комок, накапливает энергию в паузах и потом разворачиается, взрывается. Еще не начался спектакль, первый взгляд на нее (руки, тело, глаза), первый ее взгляд - и сразу вспоминаешь персон Люпы (Мерилин и Симону). Здесь тоже путешествие в себя посредством персоны – Камиллы Клодель. Но нет режиссуры такого класса, потому второй план проще (женщина – жертва). И оголение совершается за теневым экраном. И продолжительность спектакля всего 50 минут. С актрисой такого класса хочется видеться дольше.

Однако и в такой небольшой дозе польского театра видны его главные достоинства – максималистская серьезность, упертость и изощренная театральная культура.
Композиционное совершенство (минимум текста – пунктирные вехи, несколько совсем небольших отрывков из писем героини, несколько стихотворных строк, немного авторской музыки в живом исполнении, и так много открывается в женском характере, в женской судьбе).
Пластическое совершенство (Камилла Клодель - скульптор и у актрисы руки скульптора, сильные руки и в то же самое время эти руки скульптурны, прекрасно поставлен свет – луч сверху на руки, а лицо и фигура в полутьме, тело актрисы выразительно, это тоже скульптура, руки показаны напряжении, тело в танце).
Высокий градус, особенно заметный, когда актриса смотрит прямо в глаза зрителю. Героиня обращается к мужчинам (к учителю скульптору Родену, к брату драматургу Клоделю), мужчин в первых рядах сидело совсем немного, всем досталось и Юрию Бутусову (он был за драматурга) и мне (я был за скульптора).

Повествовательный план ослаблен, подразумевается, что зритель знает историю Камиль Клодель, необходимые факты, задающие ракурс изложены в программке. Исходный импульс - последняя фотография героини, благообразная старушка в темном, наглухо закрытом платье 19-го века, свободная женщина свободной профессии закрыта, заключена.

=======

Леонид Леонов в театре уже очень давно не появляется («Золотая карета» на Бронной в 70-е, в постсоветские времена ничего не помню). Книга Прилепина пробудила большой интерес к этому автору и спектакль Сергея Загребнева отвечает на запрос, попадает в самую точку (в программке приведены цитаты Прилепина). Писатель представлен именно в своем своеобразии (язык, интонация, герои, взгляд на страну, на человека, на историю), не сведен к чему то привычному уже освоенному театром, зрителем (и читателем). Мы знаем русскую глубинку на революционном переломе по Булгакову, по Платонову, по Савинкову. Леонов добавляет своё.

При этом собственно театральный язык – самый простой, классический. Это не радио-театр, не "театр слова" только. Проза театрализована, но сделано это самым обычным способом – театральное пространство освоено, заполнено предметами – пиджак, чемоданчик, перо, скворечник, портреты героев на фанерных дощечках. Актер читает от автора, воспроизводит авторскую интонация – твердую, насмешливую и теплую (в тон дереву), он перевоплощается в персонажа, автора записок, а также короткими штрихами показывает других героев, населяющих город Гогулев. А финал сделан не словом, не музыкой (песня перед самым финалом – ход слишком лобовой), а сценографией – освещенный скворечник и фанерный скворец в пиджаке.
При этом «простая душа» Ковякин не так уж прост, он един в трех лицах - совсем наивный примитивный поэт, меткий наблюдатель-сатирик и третье лицо, наиболее близкое автору - «ускользающий человек». Актер мастерски переключает регистры – чуть больше игры-условности-отстраненности (читая стихи залезает на табуретку), чуть меньше игры театральной и соответственно больше себя и больше автора, и больше игры исторической. История играет с человеком, и что делать, когда история идет против природы и «если не осталось камня на камне, пыль одна? Плакать? Смеяться? На хвосте скакать?». Можно ли увернуться, не стать пылью, жертвой? Леонид Леонов на жертву истории не похож. Сергей Загребнев молод, уверен, веселый взгляд, живой пульс - он совсем не выглядит жертвой и в этом точное попадание.

«Игра его была огромна» написал Прилепин о Леонове, Загребнев отворил деревянную дверцу в эту игру.

P.S. и еще немного о "Записках". В программе фестиваля были и другие "Записки" (юного врача). Действие происходит в одно и то же время, в одной и той же стране, а будто в параллельных вселенных. Полная несовместимость художественных миров Булгакова и Леонова. При этом театральные миры вполне совместимы.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments