Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

"Да понимаешь ли ты, что такое драматическая актриса?"

*
”ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ»”, В.Битюцкий (А.Соколов?), ТЕАТР ДРАМЫ, Свердловск, 1973г. (9)

Телевизионную запись сохранил и выложил в инет kolyadanik.
Прекрасный экземпляр очень редкого сейчас, почти вымершего вида – театра актерского, но не антрепризного. С режиссурой, но без концепции – то, что называется режиссер «умер» в актерах и в драматургии: «в пьесе все сказано, нужно только найти драматическую актрису и сыграть». Точно по словам Островского «Да понимаешь ли ты, что такое драматическая актриса? Знаешь ли ты, Аркашка, какую актрису мне нужно? Душа мне, братец, нужна, жизнь, огонь.»

Драматургический текст вполне самодостаточен, чтобы его можно было сыграть без нажима, без курсива – обычным шрифтом. Ничего специально не выделять, не подчеркивать, не зачеркивать. Тогда спектакль будет рождать только длинные мысли, а «мессиджи», формулировки слишком коротки, категоричны. Точно так и главная роль сыграна – актриса вошла в роль и развернулась душа, жизнь, загорелся огонь.
Этот «Трамвай Желание» стоит смотреть и в черно-белой записи прежде всего из-за Бланш Галины Умпелевой.
Косвенное подтверждение режиссуры умершей в актрисе – в энциклопедиях и справочниках спектакль упоминается только в связи с Умпелевой. Николай Коляда называет постановщиком Вениамина Битюцкого (главный режиссер Свердловской драмы с 1952 по 1967, но он ставил там и в 70-е годы). В одной из статей пишут, что свои лучшие работы, в том числе Бланш, Умпелева сделала вместе с режиссером Александром Соколовым (преемником Битюцкого на посту главного режиссера). Однако в перечне постановок обоих режиссеров «Трамвай «Желание» не упоминается.

Здесь не «поток сознания», «поток женственности». Аристократизм и высокомерие, превосходство и обреченность, тонкая душевная организация и эгоизм, подвижность вибраций на грани нервного срыва, обворожительные маски, скрывающие неприглядное, маленькие женские хитрости и большая жизнь, приходящая на наших глазах к финалу. Цельный характер, но такой многообразный в проявлениях – кружевные движения души, перепады настроения. На это можно смотреть бесконечно, как на огонь, как на воду – глаз не оторвать!

Сценография служебная и бедная (оператор слишком часто фокусируется на мусорном ящике). Телевизионная режиссура тоже служебная, репортажная (видимо, из-за этого несколько потерялся финал). А вот актерское окружение главной героини не служебное. Стэнли (Юрий Васильев), Стелла (Тамара Приходько) и Митч (Вячеслав Мелехов) - много проще, но роли сделаны тщательно, без условной американщины и нарочитых упрощений, с большой драматической культурой.
Когда Стэнли такой простой, обыкновенный, естественный и тоже сыгран «обычным шрифтом» (без болда и курсива), острее видна несовместимость, острее проявляется конфликт и совсем нелепы становятся простые вопросы – кто виноват (в случившемся)? и что делать (Стелле)? Абсолютная, стихийная и бесплодная женственность сталкивается с жизненной стихией, с инстинктом самосохранения и воспроизводства. Не с самосохранением одного человека (Бланш ничем не угрожает Стенли лично). Тут не животный эгоизм – самосохранение семьи, своего мира, социума, порядка, своей страны. Можно увидеть в этом закон истории (и истории конкретной страны – Север победил в войне с Югом, горе побежденным, и истории человечества, Север всегда побеждает). Можно увидеть закон природы (новое и простое вытесняет старое и сложное). Но и эти предельные обобщения слишком оценочны, коротки и просты. Лучше просто отдаться чувствам – восхищения и жалости.

=======

Ссылка на видео и рассказ о спектакле - http://kolyadanik.livejournal.com/2739651.html
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments