Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

"ВОР", Л.Маль, Франция, 1967. (8)

*
Авантюрный костюмный фильм.

Действие происходит в конце 19-го века. Бельмондо очень органично смотрится в котелке, с усами и бакенбардами. Его окружает множество прекрасных француженок. На этот раз женолюб Маль не концентрируется на одной актрисе, а берет количеством – Шарлотта, Жюльетта, Жанетта, Жоржета, они кружатся возле героя, исчезают и возвращаются, трудно сразу вспомнить, кто есть кто :)

Кроме Бельмондо и француженок в фильме есть еще один замечательный персонаж – аббат (Жюльен Гийомар). В нем своеобразный юмор фильма выражен в наиболее чистом виде, уже его «степенный» облик в черной сутане вызывает приступ смеха. В похожей манере изображал священников Бунюэль (возможно этот тип юмора привнес сюда сценарист Жан-Клод Карьер). А сам образ аббата-мафиози похоже идет от Вотрена из романа Бальзака «Блеск и нищета куртизанок», вот только вор Бельмондо оказывается учеником более способным и удачливым, чем ученик Вотрена Люсьен де Рюбампре.

Собственность есть кража

И вместе с тем фильм всецело принадлежит середине 60-х годов прошлого века, Франции перед маем 68-го. Именно оттуда идут все смысловые ссылки в 19-ый век – и водевильная молодая легкость (Лабиш, Оффенбах) и нечто посерьезнее.

19-ый век, подьем социалистических идей (знаменитое - «собственность есть кража»). Героя Бельмондо – сироту - обокрал собственный дядя, сирота стал вором, и чем вор хуже собственника? Вор честнее, он по крайней мере не притворяется добропорядочным («у него грязная работа, но у него есть оправдание, он делает ее грязно»).

Революционный дух разлит в обществе, все нормальный люди сочувствуют ворам, никакого уважения к священному праву собственности (жена банкира, застав обаяшку вора на месте преступления умоляет взять ее с собой). Кстати, очень точно показана связь между «социалистами» и «уголовниками» (как ни вспомнить Кобу, Камо и Котовского). Появление одного из героев фильма – легендарного вора-революционера Канонье , тщательно и долго подготавливается, поэтому вызывает еще один приступ смеха – из под кровати вылезает маленький бармалейчик (Шарль Деннер - вылитый Ролан Быков из фильма «Айболит 66». Фильмы снимались одновременно, видимо в воздухе тогда что-то такое общее витало :)

Но революционный путь слишком тяжел и серьезен для такого вора-Бельмондо. К тому же он кормится собственниками. Проницательный аббат предостерегает – ты что, собираешься рубить сук на котором сидишь?
Бельмондо элегантно ускользает от «революционной борьбы», также как и от Жанетты-Жоржетты. Он хранит верность первой любви, с которой его разлучил скупердяй дядя. К дяде у него личные, а не классовые счеты (сцена с аббатом у постели умирающего дяди - это кульминация фильма).
Он одиночка, он профессионал, он не теряет легкости, он неуловим.

Закрытый перелом.

В финале фильма содержится некая загадка, тайный смысл для меня остался неуловим. Маль, как всегда, не делает никаких подсказок зрителю. Последние эпизоды фильма вообще немые, закадровый автобиографический комментарий вора обрывается, последняя значимая фраза сказана за 10 минут до конца («я одинок»), а потом почти нет слов (только «билет до Парижа» - кассиру и надпись на стене дома, я ее не разобрал, может в ней сдержится ключ). Странным образом пустеет кадр, меняется лицо героя (он небрит, словно рабочий возвращается с ночной смены), незаметно меняется общая режиссерская интонация. Я бы назвал этот режиссерский прием (использованный также в «Любовниках» и в «Ване с 42-й улицы») «закрытым переломом».

В одной статье фильм назван «язвительном завещанием «новой волны», что бы это значило?
Tags: Маль, кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments