Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Первороссияне

*
”ЧЕВЕНГУР”, Ю.Погребничко, ТЕАТР ОКОЛО, Москва, 2016г. (8)

Отсчет удобно вести от додинской постановки романа Платонова (http://lev-semerkin.livejournal.com/6439.html). Постановка Погребничко во всем ей противоположна. Не роман, не развернутое повествование, а пример интонации. Квинтэссенция языка, мышления, философии и историософии Платонова. Сжатая до предела, до нескольких фраз, нескольких имен, нескольких предметов (рельсы, колесная пара, рукомойник, ведро, лопухи и цветок, чудом прорастающий сквозь шпалу, гимнастерки, сапоги, шинели с красными нашивками). Театральный раствор высокой концентрации обьемом около часа. При том, что собственно текст Платонова оставляет малую часть, меньшую половину произносимого текста. В спектакле много не-Платонова, но это около-Платонов, своё-иное (и Хэмингуэй и Нино Катамадзе сочетаются с Платоновым нелинейно). А заканчивается спектакль анти-Платоновым, максимально чужим, несочетаемым «I Do, I Do, I Do» - два саксофона и бас-балалайка.

Кроме многочисленных внешних отличий от спектакля МДТ, есть отличие глубинное и самое главное.
Додин смотрел на «Чевенгур» извне, с высоты исторического опыта. Постсоветская точка зрения, обратная перспектива на явление уже отошедшее в историю и уже приговоренное историей (извлечь урок, предостеречь и пессимизм понимания, что все идет по кругу).
Погребничко смотрит изнутри. Для него нет времени, нет прогресса и приговора истории, нет ничего «пост», «до» и «во время». И роман Платонова и театр ОКОЛО существуют в ситуации конца истории. Пустота внутри души человека вечна. И как ее оценивать, выносить приговор? Судить, смотреть свысока – это так поверхностно. Пустота не вакуум, в пустоте скрыта тайна бытия, тайна человека и общества, тайна страны. «Я стою, как перед вечною загадкою» - раскрыв рот, наморщив чело и бормоча обрывки стихов и прозы, именно так стоит Саша Дванов (Александр Орав) в застиранном обмундировании, предельно сосредоточенный внутри, а руки, ноги и слова торчат наружу в разные стороны.

В итоге получается взгляд из вечности в пустоту, или из пустоты в вечность. Взгляд равновесный – есть и додинский полюс CONTRA (влечение к смерти, в омут, к безмолвию рыб) и более важный полюс PRO, взгляд Евгения Шифферса из фильма «Первороссияне» - красный марш.
И есть снятие полюсов – выход к первичному, к первопричинам. Смерть красного проекта и реинкарнация, вечное возвращение – действие спектакля происходит в церкви (надписи на стенах, контуры фресок), а пианино в церкви - то самое, из фильма.
И есть снятие текста, слова. Спектакль-балет, движение фигур и предметов по сцене – колеса выкатываются и закатываются, актеры выходят и уходят.
И есть снятие жесткой театральной структуры. Спектакль – река, или омут на реке, судя по фотографиям, рецензиям на премьеру и программке – в него нельзя войти дважды. Вчера уже не было многих сцен, мизансцен и актеров, и заявленного Фрэнка Синатры не было. Была "АББА", "А" и "Б", "I Do" (я сделал это!).
Tags: ОКОЛО, Платонов, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments