Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Сцены

*
”ГЕНРИХ IV. СЦЕНЫ”, К.Пирогов, ТИ им.ЩУКИНА, Москва, 2016г. (7)

Было три причины, чтобы съездить вчера на этот спектакль – кто играет, что играют и где играют.

1) Кто - курс Коручекова.
Три дипломных спектакля уже видел («Рыцарь Бедный», «Источник святых», «Бедность не порок»). Курс очень сильный, очень интересный и перспективный. Из тех, что можно считать зародышем театра. И четвертый спектакль дополнил картину в целом и по нескольким выпускникам отдельно.

2) Что – пьеса Шекспира «Генрих Четвертый».
Ее ставят у нас очень редко. Кроме любимовских «Хроник», или точнее «Хроников», других постановок не видел. А после нового английского «Ричарда Третьего» был и дополнительный интерес к приквелу и в целом к историческим пьесам Шекспира. Сравнить, как их ставят там, где это хроники собственной истории, и у нас. Сравнение показало не только различия, но и важное сходство - в постановке Пирогова проявлено такое же уважение к тексту, к каждому слову и выражению, как к самостоятельной ценности. Эти слова стоят того, чтобы их декламировать, подавать. И слушать было одно удовольствие.
А вот политическая актуальность проявилась слабее, чем в Англии, где нашли выход в современность. Хотя и в тексте «Генриха Четвертого» есть очень актуальный для сегодняшней России совет - наставление короля («Веди войну в чужих краях, мой Генри, / Чтоб головы горячие занять…»).

3) Где – в Мастерской Фоменко.
Хотел проверить новый маршрут туда (через МЦК) – оказалось ненамного быстрее, но намного удобнее (и дешевле, особенно сейчас, пока МЦК возит бесплатно). К тому же играли на большой сцене, где масштабным историческим хроникам самое место. И надо сказать, что спектакль прекрасно вписался в большую сцену и большой зал был полон.

Впечатление больше поэтическое, чем драматическое и историческое. Картинка и текст впечатлили больше, чем действие и сюжет. Британия (Туманный Альбион) Средних Веков представлена как темная (Dark Ages) - низкое небо, низкие потолки, скученность (мизансцены вповалку). И герои не лакированные лощенные, а грубые, грязные, мятые, пыльные (спят если не голой земле, то на сеновале), жизнь проводят не на балах, а в битвах и попойках.
Сцены – как и было объявлено в названии спектакля. Две последовательности сцен проведены пунктиром – большая политическая история, хроника государственных дел, и малая, частная история – хроника похождений Фальстафа с собутыльниками. Связывает две последовательности воедино главный герой пьесы и это не король Генрих Четвертый (персонаж, который дал пьесе свое имя чисто формально, обозначил исторический период – действие происходит во время правления Генриха Четвертого). У Генриха Четвертого (Сергей Котюх) всего пара сцен и очень интересная тема, которая потом откликнется в «Борисе Годунове» (тяжесть шапки Мономаха и тщетность усилий правителя, достигшего высшей власти неправедным путем – мечтал умереть в Иерусалиме, а умирает всего лишь в иерусалимском зале дворца). Главный герой пьесы и спектакля - его сын, принц Уэльский, наследник престола и один из собутыльников Фальстафа. Личность неординарная, рефлексирующая, отдельная (и в таверне и во дворце он держится отдельно). Вот эту неординарность будущего короля, героическую харизму, которая готова развернуться, Николаю Лиханову удалось сыграть (в роли начинающего политического деятеля начинающий актер и будем надеяться со столь же блестящим будущим). В нем есть вертикальное измерение. Пару ему составляет антипод - горизонтальный антигерой Фальстаф, личность состоявшаяся, более крупная и в спектакле это получилось не за счет толщинок. Александр Фокин выглядит взрослее партнеров, более матерым. И говорит зычно и ведет себя внушительно. И его акробатические перевороты выглядят не только эффектным трюком, но и пластическим этюдом на тему соотношения «легкой души» пьяницы и его «тяжелого тела», утробы. Также через пластику и акробатику очень эффектно сыгран выход комического вояки прапорщика Пистоля (Ян Гахарманов).

Мир этой мужской пьесы и веселый, и жестокий.
Женщины в этом мире выведены за скобки. Не столько участвуют, сколько комментируют действие со стороны. И это отнюдь не второстепенные герои спектакля.
В пьесе есть персонаж – Молва, женского рода. Три актрисы (Анастасия Голикова, Елизавета Лейбензон, Евгения Ивашова) представляют коллективный образ женской витальной полногрудой силы, движущей силы политической истории (кружатся в вихре, как макбетовские ведьмы) и движущей силы частной истории (три обьекта желания похотливого Фальстафа, обольстительно сдувающие прядь рыжих волос с лица кровь-с-молоком).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments