Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Файнс второй

*
”РИЧАРД ТРЕТИЙ”, Р.Гулд, «АЛМЕЙДА», Англия, 2016г. (9)

Второй спектакль смотрю с Файнсом в главной роли («Иванов» этого же театра «Алмейда» видел на гастролях в Москве в 1997 году).
Очень интересный актер, театрально-самодостаточный. Он из тех, кто может держать на себе большой спектакль даже в отсутствии режиссёрских опор и с очень скромным аккомпаниментом труппы. Именно так было на «Иванове».
На «Ричарде» аккомпанемент столь же скромен (по результату, не по именам, есть еще знаменитая Ванесса Редгрейв, но она здесь для галочки).
А соло столь же впечатляющее.
Оба спектакля идеально ложатся в актерскую тему Файнса (а он, безусловно, актер со своей темой – подробное исследование темных сторон души неординарного человека, который постоянно смотрит в себя). В роли Ричарда Третьего это особенно заметно в начале, когда он так доверительно обращается к залу, как к себе самому.

Но в «Ричарде» еще и режиссура очень интересна. Пример эффектной режиссерской сцены - еще одно обращение Ричарда в зал, он ищет там среди зрителей Джеймса Тиррела (того, кто «мог бы, соблазнясь деньгами, На тайное убийство согласиться?»). А вы могли бы?

Спектакль выстроен и актуально по содержанию и визуально по форме – черный фон, темные фигуры, трон на возвышении, могила внизу под сценой, символические красные перчатки, старинные мечи и современные смартфоны.

Актуальных входов в постановку два.
Первый – нашумевшая история с могилой реального Ричарда Третьего, обнаруженной уже в нашем веке (в прошлом году после опознания останков были проведены торжественные похороны). Пока зрители рассаживаются в зале, на сцене воспроизводится место раскопок. То есть спектакль буквально поставлен на могиле короля, по ходу действия в разрытую могилу сбрасывают тела жертв Ричарда Третьего, а потом и его самого. Появление полицейского, охраняющего раскопки, закольцовывает постановку в финале.
Второй вход это еще более нашумевший Брексит. Острая политическая проблема расколовшая общество привлекла внимание к фигуре политиков-лидеров. И к фигурам «политиков обыкновенных», чиновников-конформистов – таких и в спектакле и в жизни большинство.
Да и сам факт раскола оказался созвучен пафосу этой пьесы, завершающей цикл хроник времен гражданской войны, последние слова пьесы - монолог Ричмонда:

Страна в безумии себя терзала:
Брат в ярости слепой сражался с братом,
Отец на сына руку поднимал,
Сын убивал отца в разгаре боя.
Пускай же Ричмонд и Елизавета -
Наследники двух царственных домов, -
Соединясь навек по Божьей воле,
В единую семью сольют отныне
Ланкастеров и Йорков, разделенных
Давнишнею свирепою враждой!
И дай Господь, чтоб дети их вернули
На землю улыбающийся мир,
Довольство, изобилье, процветанье!
Сломи клинок предателей, Господь,
Чтоб черных дней они не возвратили
И чтоб стране опять не плакать кровью!
Не дай вкусить им вновь плодов земли,
Чтоб сеть измен злодеи не плели.
Зажили раны, мир - всему венец!
Упрочь его: скажи "аминь", Творец!


Потревожили прах короля и вернулся призрак гражданской войны (тут можно вспомнить историю с вскрытием гробницы Тамерлана в 1941 году).
Tags: theatrehd, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments