Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Палачи бывшими не бывают

*
”ПАЛАЧИ”, С.Федотов, "У МОСТА", Пермь, 2016г. (6)

Первая постановка новой пьесы Макдонаха в России свелась к презентации пьесы, всё на первом плане, второй план пробился пунктиром. Аккуратно разыгран драматургический текст, намечены роли (некоторые интересно намечены – оба палача и вторая жертва, остальные чуть намечены, обе женские роли - совсем чуть-чуть).
Пьеса очень хороша (остроумные диалоги, закрученная интрига) и хотелось бы более острого актерского рисунка, фехтовальной остроты в подаче текста. Комедийное, сатирическое начало при постановке потерялось почти полностью. Когда режиссеру приходится перед началом спектакля специально предупреждать зрителей – «это комедия», значит он что-то не докрутил в самом спектакле. Тарантиновский юмор бытовых диалогов в небытовых страшных обстоятельствах выстреливал очень редко, попадание в стиль было мерцательным, темп вялым, что породило спячку в зрительном зале и очень редкие и слабые реакции.
А ведь именно смех должен был помочь прорваться на второй план, обострить абсурд и бесчеловечность обыкновенного убийства. Без поддержки ансамбля второй план пришлось вытягивать одному актеру, исполнителю главной роли. Он очень напрягался, рогом упирался. Во время спектакля я все время думал – ну что он хочет сказать, о чем сыграть? И только по дороге домой догадался, вспомнил первую сцену – драматургическую затравку, демонстрацию профессии. Там Ильина был такой особенный взгляд - специально сыгранный и подчеркнутый сценическим светом звериный блеск в глазах.

Можно отменить смертную казнь и вместе с ней профессию палача, но звериную природу человека не отменишь. Именно это, зверя внутри человека, врожденное палачество-людоедство гомо сапиенса и сыграл актер. Главный герой пьесы поменял профессию (вынужденно, пришлось бросить любимое дело, азартное соревнование с коллегами за первенство) и теперь мается. Руки сами тянутся к веревке и тут зверь на ловца бежит (не было счастья, да несчастье помогло и пусть конкуренты завидуют, у них вынужденный простой, а он продолжил счет).

Интрига вытроена мастерски и наглядно воспроизводит (инсценирует, моделирует) один из основных аргументов против смертной казни - ненулевую вероятность судебной ошибки. Жизнь сама подводит профессионального палача (и профессионального сторонника смертной казни) к испытанию этого аргумента на собственной семье - казнили невиновного, закрыли дело, а значит виновный в преступлении остался безнаказанным, серийный убийца где-то ходит и может продолжить в любой момент и почему бы не с дочерью палача.
Однако эксперимент проваливается. Палач так ничего и не понял, не прочувствовал, а просто продолжил свое дело (палач тоже своего рода серийный убийца) и вновь казнил невиновного. А окружающие - общество, полиция – умыли руки ("то ли оба виновны, то ли один из двух, то ли оба невиновны, да какая разница, надо быстрее труп прятать").

Черный принц на белом коне

Отдельно стоит сказать о роли невинной жертвы (то есть антипода по отношению к главному герою - палачу). Он приходит в этот город (в эту среду, в эту пьесу) снаружи, является палачу и его дочери словно из снов (из ночных страхов отца и из ночных мечтаний дочери).
На мой взгляд эта роль – лирическая и очень близкая самому автору. Игрок, поэт, столичный ловелас попадает в свинцовую провинцию, сверху вниз пытается пугать тупых провинциалов «зловещим обликом». Тут надо вспомнить рассказ Чехова «Пересолил», но у Макдонаха все жестче. Тут еще надо Гоголя вспомнить, Хому Брута. В общем заигрался парень, схарчили они его, повесили между делом немного не разобравшись.
А сам виноват, не надо было "идти в народ", не стоило ему покидать Лондон!
Tags: МакДонах, Федотов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…