Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Выпал

*
”ВОДА КАМЕНЬ МОРЕ”, О.Кудряшов, ТЕАТР КАМБУРОВОЙ, Москва, 2015г. (7)

Первым вышел пианист и, не найдя стула, сел на связку книг. Вот такой простой театральный эпиграф к спектаклю – человек, пианино, книги. Музыка и слово.

Идеальное сочетание - музыкально-поэтический спектакль Олега Кудряшова по стихам Давида Самойлова в театре Елены Камбуровой. Музыка сочетается со словом в этих стихах, в этой режиссуре и в этом театре.

Первым в списке актеров - Максим Севриновский, самый интересный из молодого поколения вахтанговцев, во всех спектаклях заметный и во всех разный. И эта роль тоже не похожа на другие. Он выходит и сразу начинает по-вахтанговски с мгновенного перевоплощения. Выходит стройный молодой человек и в одну секунду превращается в грузного, пожилого – надевает кепку и очки с толстыми стеклами. И начинает говорить соответствующим грузным, низким голосом.
Очень хорошее начало. С программного стихотворения:

Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.


Очень хорошая первая часть, там где про «прикосновение к победам», военная юность. Известное стихотворение-рассказ про встречу на трамвайной остановке в Москве сыграли прямо-таки по околовской просто и трогательно. За этой встречей последовали более смелые встречи в Польше и Германии – по мере продвижения войск на запад, к победе.

А потом война закончилась, осталась память и чувство, что самое главное в жизни уже прошло. И в спектакле так оказалось, самое главное было в начале. Потом были разные стихи – о том, о сем. А известное стихотворение о памяти ("Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь".) прозвучало впроброс.
Спектакль повторил судьбу поэта и сам признался в этом, в финале прозвучало продолжение первых, программных стихов - второе четверостишие:

Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры, в походе великом.
Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.


Спектакль, как и поэт, выпал, провалился в зазор между первым и вторым четверостишием. Только самом финале вернулся на высокий начальный уровень, прикоснулся в тайне.

Последние строчки у Самойлова – самые лучшие, он умеет заканчивать. В стихах о памяти «И память-снег летит и пасть не может», а здесь строчка еще лучше. «Добро на Руси ничего не имети», последняя строка возвращает к первой («Мне выпало счастье быть русским поэтом»), в ней неожиданно меняется лексика, в ней загадка – поэту удалось выразить невыразимое. Интуитивно понято, а обьяснить невозможно. Только музыка может так.

Чёт или нечет?
Вьюга ночная.
Музыка лечит.
Шуберт. Восьмая.
Tags: театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment