Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Ущербность.

.
"УЩЕРБ", Л.Маль, Англия-Франция, 1992г. (8)

Снобизм. Фрейдизм. Буддизм.

Поставлено по роману Жозефины Харт, ничего не знаю об этом авторе, но могу предположить, что было в книге.
По всему видно литературу второго ряда, женский роман для продвинутых. Действие разворачивается среди министров, дипломатов, наследников имен и состояний – это всегда приятно читателям, чувствуешь себя причастным к сильным мира сего. В центре – любовная история со скандальным оттенком (в русских деревнях это называлось «снохачеством» - связь свекра со снохой, в данном случае с будущей) и обязательный в этом случае фрейдизм (причину рокового влечения следует искать в детских воспоминаниях, в данном случае в ее воспоминаниях, и искать не нужно, она сама рассказывает при первой же встрече о самоубийстве брата, ревновавшем ее к «первому мужчине», некоему Петеру).
Развязка «восточная» - министр уходит в отшельники.

Джентльменский набор – снобизм, фрейдизм и буддизм в одном флаконе.

Второразрядный литературный источник вовсе не является помехой для хорошего кино – тому есть множество примеров и это один из них. С первых же сцен видно, как сильная рука режиссера расправляется с книгой. Начало безжалостно отрезано, сюжет заводится с полоборота.

Двое (министр и француженка, девушка его сына) встретились глазами и всё, жизнь пошла под откос. Завязка совершенно лишена подробностей, психологических мотивировок, зато до предела оснащена горячей эротикой – что называется с места в карьер. Это придает всему сильный метафорический и даже мистический оттенок – откуда взялась эта «француженка в черном», она как черный ангел, как материализация подавленных сексуальных желаний взрослого мужчины. Кстати у режиссера явный комплекс Гумберта, уж очень часто в его фильмах появляются Лолиты, надо бы об этом подробно написать.

Для того, чтобы подобное начало выглядело убедительным нужны особые актеры, которые могут сыграть «встречу глазами» и уравновесят человеческим содержанием горячую эротику. Джереми Айронс и Жюльетт Бинош именно таковы. Их глаза постоянно в поиске, тревожный взгляд, как черная метка, они ищут себе подобных и когда находят – короткое замыкание и взрыв.

Клин клином вышибают.

Если поведение героя подробно обосновано актером, то поведение героини совершенно иррационально. Бинош играет женскую иррациональность с не меньшим блеском, чем Айронс – мужскую рациональность. Он пытается что-то понять и управлять событиями, она действует влекомая странным инстинктом и опрокидывает все его разумные планы. Фрейдистский мотив режиссер превращает в главную "мораль басни" – человек с незалеченной психологической травмой ущербен и этим опасен для окружающих (название фильма я бы перевел как «Ущербность»). Героиня инстинктивно ищет компенсацию, ищет новую травму, которая ее излечит, освободит от старой. И тогда она сможет вернуться в дотравматическое состояние – то есть вернуться к своему «первому мужчине». Он появляется в одном эпизоде, его играет бергмановский актер Петер Стормаре (Гамлет в спектакле Королевского театра «Драматен») и за несколько минут экранного времени успевает сыграть образ контрастный по отношению к сыну министра - третьему углу треугольника. Тот - банальный мальчик-мажор, совершенно не понимает, что происходит, и оказывается жертвой роковой случайности.

Разыграна виртуозная психологическая партия «на двоих» - с третьим лишним (сыном, который погибает), с джокером (Петером, которому достается приз – героиня, излечившаяся от травмы) и с двумя замечательными «поддерживающими» женскими ролями (жена министра и мать француженки). Такие, избыточные для сюжетной линии, роли это признак экстра-класса как режиссера, так и актрис (Миранды Ричардсон и Лесли Кэрон).

Жаль только, что Маль оставил в неприкосновенности эпилог романа (надо было обрезать конец, как он обрезал начало). Подобные эпилоги всегда выглядят банально, а здесь он еще и банально «экранизирован»: бывший министр «бредет с авоською базарной» в бедную квартирку и там сидит, уставившись в огромную фотографию на стене (он в обнимку с сыном и с невестой сына).
И все это ради одной фразы – ОН вспоминает, как случайно встретил ЕЕ в аэропорту – с мужем (тем самым Петером) и ребенком, ординарную женщину, уже ничем не отличающуюся от других.
Tags: кино
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…