Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Глинтвейн под музыку Бетховена

.
”РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ ПРОЩАНИЯ”, М.Станкевич, ТЕАТР на Малой Бронной, Москва, 2016г. (8)

Символично начался первый спектакль сезона. Как и было заявлено в названии, со сцены прощания. С молчания, с паузы. Актеры вышли, постояли у могилы, помолчали и понемногу начали говорить.
Сезон умер, да здравствует сезон!

Начало в 20-00. На малой сцене. В одно действие. Продолжительность 1 час 40 минут. Вскоре после начала спектакля, когда все шесть действующих лиц были представлены, поймал себя на чувстве, что этого времени не хватит. С этими людьми (с героями пьесы Ясмины Резы и с актерами, которые их играют) захотелось провести больше времени. Может быть даже несколько вечеров в телевизионном минисериале.
Действие разворачивается неспешно, все завязки случились задолго до его начала и за время спектакля развязаться не успеют. Но оказалось, что этого и не нужно. Драматическая конструкция построена на другом – просто фрагмент жизни одной семьи, собравшейся в загородном доме на прощание с его хозяином. И времени оказалось вполне достаточно, чтобы раскрылись все характеры, приоткрылись скелеты в шкафах, проявились все конфликты. И был сделан перебор почти всех возможных математических сочетаний (соло всех персонажей по очереди, различные дуэты, трио женское и мужское, сцены вчетвером, впятером и наконец все шестеро вместе). Всё это чередование разговоров с переменным числом участников вполне закономерно пришло к финальному застолью. И выходы на поклоны (по очереди, из-за стола) очень гармонично из этой мизансцены, из наступившего умиротворения вытекли.
Драматургия просчитана, как музыкальное произведение. И спектакль так исполнен – с молчания вокруг могилы началось, разговорами вокруг стола закончилось. Хорошо, когда зритель чувствует движение из точки А в точку Б, проведенное через всю постановку. Это у хороших дирижеров бывает – непрерывный поток музыки, разрешающийся финальным аккордом. Или вот Эфрос про свою постановку «На дне» говорил – хочу, чтобы все началось с хаоса и постепенно шло к тому, что все герои сядут рядом и споют хором.
Музыкальность в этой пьесе очень важна, музыка Бетховена в тексте впрямую упоминается и хорошо, что режиссер это почувствовал и под музыку Бетховена поставил действие. Классическая музыка задает свою меру тонкости человеческих отношений, концентрации событий в бытовых разговорах ни-о-чем, яркости и достоверности характеров, определяет манеру игры – не масочной, но и не совсем бытовой. Джазу или поп-музыке будет соответствовать совсем другая манера игры. Конечно у Чехова тоньше, а у Бергмана жестче, но и для антрепризы эта пьеса не годится. Бетховен задает культурный уровень и персонажам и актерам. Роли сыграны без нажима и обьединены в ансамбли. Особенно удался женский треугольник (красавица - Цигаль-Полищук, дурнушка – Грачева и женщина в возрасте – Кречетова). Небольшая по продолжительности сцена женских разговоров на-троих самая «вкусная» в спектакле и напомнила мужское трио в пьесе «Искусство». В мужском треугольнике самые интересные стороны – контрастные, два брата, соперники и антиподы (Яворский и Цурский).

И еще немного о «вкусовой» стороне спектакля.
Естественным образом все выяснения отношений, все столкновения, ссоры и примирения, уходы и возвращения привели не к взрыву, а равномерному нагреванию составных частей. Как для приготовления пищи – овощного рагу или глинтвейна. По замыслу режиссера рагу и глинтвейн готовят прямо во время спектакля. Если бы этот спектакль ставили в студии, могли бы и зрителей угостить. Во взрослом театре, к сожалению, ограничиваются имитацией. Но на второй, символический план постановки этот кулинарный разогрев работает - зрителей угощают спектаклем, сделанным как глинтвейн.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments