Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Размышление без цели

.
Размышления могут не иметь никакой цели, никуда не вести и при этом иметь определенную ценность для размышляющего. Ценность не на рациональном, а на интуитивном уровне – чувство интереса. Чистого интереса – не утилитарного и не-обьяснимого, то есть такого, что просто «есть» и никаких объяснений не требуется и не предполагается.

Не исключено, что на каком то этапе размышления могут привести к чему-то, что имеет ценность бОльшую или просто иную, чем ценность размышлений как таковых. Но в самом начале размышлений эта дополнительная ценность может и не предполагаться.
Не для того, чтобы доказать теорему, гипотезу заранее сформулированную или просто осознанную. Не для того, чтобы создать аллегорию, без задней мысли «навести на что-то важное». И даже не для того чтобы поупражнять мозги, не для того, чтобы отвлечься.
А просто так - пришло в голову и из первой мысли вытекла вторая и понеслось. Толчок может быть любым, внутренним или внешним. Первая мысль может появиться в сознании сама собой, или толчком может послужить некое наблюдение за окружающей действительностью.

Например, такое.
Берем пустую чашку. Наливаем в нее сок – получаем чашку с соком. Выпиваем сок (всю чашку до дна). Получаем пустую чашку. В первом приближении можно сказать, что чашка вернулась в исходное состояние. Во втором приближении можно сказать, что это состояние отличается от исходного тем, что чашка была чистая, а стала грязная. Но это второе приближение не имеет большого значения для того, что использует чашку по назначению – чтобы пить сок. Для него у чашки есть только два состояния «чашка пустая» и «чашка сока». Впрочем, можно чашку помыть и вот тогда она действительно вернется в исходное состояние. И в нее снова можно будет налить сок. Впрочем, чашку можно и не мыть, а сразу налить туда сок и она снова станет чашкой сока.

Это еще не то наблюдение, не пример. Пример начинается тогда, когда чашку мыть не стали. Оставили постоять какое-то время. И тогда пустая чашка (грязная чашка, чашка из под сока) сама собой превратится в чашку с соком – на дне окажется немного сока и его можно будет выпить. Ведь количество сока в этом примере совершенно не важно (можно было изначально налить полчашки, треть чашки и это все равно будет чашка с соком), рассуждение качественное. Чашка из «состояния ноль» сама собой перешла в «состояние один». Произошло чудо. И это чудо произошло не в реальности (в том, что сок остается на стенках и постепенно стекает вниз, нет никакого чуда), чудо произошло в голове наблюдателя, в сознании размышляющего. Он сделал открытие и мир для него уже никогда не будет прежним. Мир усложнился.

В каком то учебнике математике было написано – человек, который понял разницу между четными и нечетными числами, уже никогда не вернется в прежнее состояние (в котором он чисел по этому признаку не различал). Это как потеря девственности, обратно из состояния «один» в состояние «ноль» не переключишься. Можно заметить на полях, что в этом отличие человека от чашки. Это в первом приближении, во втором приближении оказывается, что с человеком может произойти то же, что и с чашкой – человеку можно стереть память и он снова не будет различать четные и нечетные числа. Вопрос «можно ли так стереть память (частично) что понятия числа там останется, а сотрется только различение четные-нечетные ?» сделает из заметки на полях отдельную ветку размышлений, но вернемся к основному стволу.

Итак, человек совершает открытие. До какого-то момента он просто не задумывался над этим явлением, не обращал внимания, не видел. Если бы ему кто-то показал, он бы увидел, даже странно, что никто не показал, ведь наверняка все об этом явлении знают. Странно также, что это явление не имеет имени, для него в русском языке нет отдельного слова. Не исключено, что в каком из иностранных языков такое слово есть. В интернете попадались курьезные примеры явлений, для описания которых в европейских языках требуется целое предложение, а у каких-нибудь индейцев одно слово.

Для кого-то это «чистое» открытие может сразу получить ценность вполне утилитарную. Можно даже бизнес построить, разбогатеть – из тысячи пустых пакетов из под молока получить один полный пакет с молоком и продать его. Не исключаю и даже уверен, что это явление уже используют в промышленных масштабах, несмотря на отсутствие соответствующего слова.
Кого-то оно приведет к математическим выводам (о пределах двоичной системы) или к философским выводам (кантианец антиномию сочинит, дзен-буддист коан). Кто-то прочитает этот текст и сделает психологический портрет его автора (можно и самому посмотреть на себя со стороны, в собственный текст, как в зеркало).

Но ведь оно и само-по-себе интересно. Можно остановиться и никуда не продолжать, держа равновесие постоять какое-то время у входа в сад расходящихся тропок - оценить красоту или равнодушие природы вещей.
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments