Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Обязательно вернусь к вам друзья, подружки

.
продолжение про "Гамлета" в Гане (начало - http://lev-semerkin.livejournal.com/684447.html ).

Итак, действие перенесено в страну, где «рвутся сердца».
Именно так сыгран в этом спектакле Гамлет. Актер очень молод, он так простодушно верит в предлагаемые обстоятельства, что играет сердцем, на разрыв, до слез. Он так старается… Как юный футболист из Ганы впервые вышедший на поле в составе МЮ.

Это сильно обновило, освежило восприятие текста. Все большие монологи поставлены и сыграны так, словно рождаются на наших глазах. Актер играющий роль Гамлета остается один на пустой сцене-арене посреди зрительного зала и начинает внутренний монолог, разглядывает себя в зеркале рефлексии, впервые задумывается о «быть или не быть». А вообще он не из задумывающихся, не интеллектуал, это такой вот «студент из вагантов» (на другой планете предстоит учиться мне в университете). Простак. Никакого иронического отстранения, «цитирования», интонационного выворачивания смысла наизнанку. Все впрямую, потому что в первый раз. И безумие он изображает весело и ярко - с баллончиком краски в руках.

Режиссер, придумав генеральную концепцию, провел ее через всю пьесу без дополнительного выпендрежа. Вот разве что схулиганил с парными персонажами, превратил каждую мужскую пару в пару мужчина и женщина (во всех четырех случаях – офицеры Марцелл и Бернардо, послы Вольтиманд и Корнелий, могильщики, ну и Розенкранц с Гилденстерном – студенты-молодожены).

Очень важно, что текст пьесы он почти не сократил. Европейский театр давно устал от «Гамлета» и пьеса во всей полноте режиссерам не нужна. Действие переносят в современность, как в прокрустово ложе, оказывается много лишнего – отрезают. Недостающее дописывают, компилируют из разных переводов, берут подходящее из других пьес Шекспира или даже из Саксона Грамматика.
А на другую, африканскую современность весь текст ложится прекрасно, все основные эпизоды и все персонажи.

Попался мне недавно в ЖЖ прекрасный текст о «Гамлете» (отклик на спектакль с Камбербетчем), там как раз о ценности пьесы во всей ее полноте, как стройного архитектурного сооружения. Всё собираюсь на него откликнуться, а пока просто даю ссылку - http://diejacobsleiter.livejournal.com/1088.html . Сомневаюсь, что постановка Годвина удовлетворит высказанным там требованиям, но все-таки здесь и личная драма прозвучала и политическая, по крайней мере в этой проекции соооружение не перекошено.

Кстати, о политике, о политических аллюзиях.
Небольшие английские аллюзии сохранены (шутка могильщика про сумасшедших предсказуемо вызвала радостную усмешку в зале, а слова Гамлета «В Англию!» неожиданно прозвучали очень зловеще, как свидригайловское «В Америку!»).
С более существенными «датским аллюзиями» сложнее. Из текста очень показательно исключены две фразы, как раз самые аллюзионнные – рассуждения о пьянстве датчан и Дания-тюрьма. Когда концепция выстраивается на противопоставлении Виттенберг-Гана (Гамлет вернулся из Европы в Африку) сразу ждешь какого-нибудь "Яшу" («возьмите меня обратно в Париж, здесь сами видите, необразованность») или «шендеровича» («в деревне Гадюкино Гане опять дожди, а в Виттенберге солнечно»). И краткая аннотация спектакля на сайте www.theatrehd.ru об этом «Гамлет – юн, богат, учится за границей и ведёт праздный образ жизни. Вернувшись домой, обнаруживает чуждую холодную землю». Звучит очень злободневно, Лондон - традиционное место, где держат в заложниках обучают детей туземных вождей и олигархов. Но в спектакле никакой «холодной земли» нет и противопоставление Европа-Африка разворачивается по другой линии «страна-университет, музей» и «страна духов и живой истории». «Страна остывшего пост-модерна» и «Страна горячего модерна». Гана модернизируется на глазах - показательно, что Призрак одет в национальные африканские одежды и выглядит архаичным вождем, а Клавдий уже в пиджаке, у часовых камуфляж и автоматы, но схватка Гамлета с Лаэрта проходит на африканских палках.

И несмотря на всю трагичность этой африканской истории у нее есть будущее. Гамлет самым очевидным образом продолжится в Горацио - он здесь самый интересный после главного героя, хотя держится в тени, он тонок, он спокоен, он созерцатель и только в финале выдает себя, срывается на крик.
Погибла семья Полония и королевская семья, историю продолжит генерал Фортинбрас (он сразу садится на трон), историю напишет Горацио. И антипод Горацио - афропридурок Озрик никуда не денется, так и будет жонглировать своей размалеванной всеми цветами радуги шляпой.
Tags: Гамлет, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments