Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

И наколка времен культа личности…

.
”ГАМЛЕТ” , С.Годвин, КОРОЛЕВСКИЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ТЕАТР, 2016г. (10)

Условная Дания из шекспировского «Гамлета» это страна, где верят в духов. Там люди могут общаться с призраком убитого короля, могильщики поют песни. И к театру там относятся всерьез – используют театральное представление, чтобы заарканить совесть.

Сегодня, в XXI веке «Гамлет» Шекспира это уже не европейская история.
Европейцы уже не верят в духов, да и вообще становятся все менее религиозны.

Вот в шекспировские времена это была европейская история, английская (не про датчан же он писал, про себя). В Англии начала XVII века люди верили в духов, призраков, ведьм. И не только темные простолюдины, но и самые просвещенные. Шотландский, а потом и английский король Яков увлекался научными исследованиями и написал трактат о класссификации ведьм.

А сейчас Европа (Виттенберг, где учился Гамлет, Франция, куда рвется Лаэрт, Англия, куда посылают безумного принца, потому что там «все такие») находится на периферии действия. Европу только упоминают (она где-то там, за сценой), или показывают мельком (спектакль начинается с краткого предисловия - Гамлету вручают университетский диплом, затем сразу встык африканские похороны, массивный гроб).

И среди действующих лиц европейцев (белых) почти нет – только двое вечных студентов Розенкранц и Гильденстерн, да английский посол, успевающий в последний момент доложить, что Розенкранц и Гильденстерн мертвы.

Действие этого «Гамлета» происходит в Гане. Именно туда возвращается из Европы юный принц. И сразу попадает в историю (в Европе-то уже наступил «конец истории»).

Почему именно в Гану? Потому что исполнитель заглавной роли Паапа Эссейду родом из Ганы, он учился в Англии и часто ездил домой, жил на две страны - это обстоятельство срифмовалось с возращением Гамлета из Виттенберга и послужило толчком к режиссерской концепции. А рассказы актера о местных обычаях и верованиях, а также выезд постановочной бригады на место, насытили спектакль барабанами, заклинающими духов, и другими колоритными подробностями «датской» жизни.

Впрочем, Данией в данном случае может быть и любая другая африканская страна. Да и не только африканская, любая, где «конец истории» еще не наступил. Почему бы не Россия. На такую мысль меня натолкнул портрет отца, который Гамлет по сюжету пьесы показывает матери. Этот портрет наколот у Гамлета на груди. Причем на левой груди (только не в профиль :). Могли бы ему на правой груди и Офелию анфас наколоть, но видимо песню Высоцкого не знали и сходство татуировок это случайное совпадение. Неслучаен перенос действия в страну, где «рвутся сердца» и создается «культ личности» правителя.
Прежнего:
Как несравненна прелесть этих черт;
Чело Зевеса; кудри Аполлона;
Взор, как у Марса, - властная гроза;
Осанкою - то сам гонец Меркурий
На небом лобызаемой скале;
Поистине такое сочетанье,
Где каждый бог вдавил свою печать,
Чтоб дать вселенной образ человека.


Или нового:
вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил
ему рожи, пока жив был мой отец, платят по двадцать, сорок, пятьдесят и по
сто дукатов за его портрет в миниатюре.


Таким образом, режиссер сделал главной пьесе мирового театра перезагрузку в XXI-й век, похожую, на ту, что с ней проделал в XX веке Том Стоппард.
Стоппард убрал на периферию главных действующих лиц, политиков и знать, и поставил в центр бездействующих, простых, второстепенных Розенкранца и Гильденстерна, которые попали из частной жизни в историю вообще не понимая, что происходит. За ним послали, потом их послал Гамлет, потом их послали в Англию, а там они сгинули, так ничего и не поняв.
Годвин вернул историю в центр, но убрал на периферию место действия – Европу. И передал Стоппарду привет. Несчастные Розенкранц и Гильденстерн оказались в том же положении, что и у Стоппарда (два белых человека, студента-путешественника попали в эту Гану, как в котел к людоедам).

=======

продолжение следует...
Tags: Гамлет, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments