Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

О женщине

*
”КИРА ГЕОРГИЕВНА”, С.Женовач, СТИ, Москва, 2016г. (10)

Шел со спектакля по улице Станиславского и вспоминал рассказ Эдварда Радзинского про первую постановку его пьесы в МХАТ, еще до-ефремовском. Спектакль назывался «О женщине», главную роль играла Татьяна Доронина. На сцене находилась кровать, что вызвало тогда вопросы у художественного совета – может ли такой пошлый объект находится на сцене, где священнодействовал Станиславский.

В малом зале СТИ большая кровать находится в центре , с четырех сторон места для зрителей. Поначалу кажется, что кровать, а лучше сказать постель, занимает собой всю сцену. Главная героиня – Кира Георгиевна – лежит на кровати и бОльшую часть спектакля она проведет там, в постели. В спектакле о женщине постель является сценой, а сцена постелью. Но никакой пошлости, все целомудренно. В постели человек проводит значительную часть жизни, во-первых, именно там женщина встречается с мужчинами ее жизни, во-вторых, там она остается наедине с подушкой. Это две главные составляющие спектакля – внешний сюжет (Кира Георгиевна любит троих мужчин, то ли одновременно, то ли попеременно, житейская интрига сразу захватывает внимание) и внутренняя жизнь – поток сознания женщины, которая объясняет себе себя, оправдывает и укоряет.
Мария Шашлова играет абсолютную женщину, женское начало, женскую природу, природу витальную победительную и природу равнодушную (к вопросам морали и справедливости). Актриса значительно моложе героини и в этом решение роли, не бытовое, а над-бытовое. Шашлова играет внутреннее самоощущение девушки 30-х годов, которая в 50-е стала женщиной в расцвете женской силы . Актриса удивительно точно попадает в образ времени – высокие скулы, глаза с искрой, сильное тело и сила характера, роскошные волосы, бархатный голос. Живописный образ с картин Дейнеки, но в более камерном, домашнем варианте. Не в спортивной маечке, а в халате.
20 лет прошло - репрессии, война, первый брак (мужа арестовали), второй брак (муж значительно старше ее, его сын погиб на войне), а сила осталась и тянется вверх, к празднику, к любви, как росток к солнцу.
Похоже, что автор повести Виктор Некрасов ее осуждает (за порхание, за легкомыслие) и в некоторых откликах на спектакль эта авторская позиция унаследована, но не в спектакле. Спектакль не категоричен. Там есть тонкий слой иронии, но нет ни оправдания, ни осуждения. Такова жизнь. Она мудрее мудрствующих и даже мудрее автора. Все заканчивается не словами, а слезами. Это так по-женски. Спектакль о женщине заканчивается по-женски. Сергей Женовач поставил спектакль очень тонкий сложный обьемный в том, что касается содержания.

Но и в том, что касается формы, тоже.
Режиссура спектакля малой формы растворена в подробной максимально достоверной игре актеров, глаза в глаза, вплотную к зрителю - это не про «Киру Георгиевну». Здесь изощренная работа с пространством, которое все время выворачивается наизнанку, как трехмерная лента Мёбиуса. Зрители, окружившие сцену, в какой-то момент сами оказываются в окружении, когда действие уходит с постели и перемещается по периметру зала, за спины зрителей. Спектакль выстроен как «Кира Георгиевна (центральный персонаж) и другие». Остальные герои сидят среди зрителей и тем самым все зрители тоже попадают в «и другие», они вместе с мужьями и любовника главной героини разглядывают и выслушивают ее (и наверное тоже могут включиться в действие, когда она позовет).
Кира Георгиевна вовлекает в действие четырех человек. Троих мужчин и жену одного из них. В этой самой маленькой роли Полина Пушкарук – весь спектакль сидит в последнем ряду, чтобы в двух коротких сценах сыграть совсем другую сторону женственности (тоже сложную и жертвенность и обида). Встреча двух героинь – театральный мини-этюд на тему «Две женщины».
Из мужчин наиболее полно развернуты и достоверны персонажи полярные – самый старый и самый молодой, старый муж Николай Иванович (Сергей Качанов) и молодой любовник Юрочка (Андрей Назимов). У обоих такая точная актерская вибрация, смущение (у второго) и отчаяние (у первого).
В случае с Дмитрием Липинским в роли Вадима нужно делать скидку на то, что возраст и жизненный опыт актера не соответствует персонажу (вернувшемуся после лагеря и ссылки). Помогает выстроить внешний облик борода, но главное есть в молодом актере значительность и суровость, мягкость характера и твердость суждений ему удается сыграть.
Мужской треугольник интересен еще и тем, что герои завязаны друг на друга и непосредственно, не через Киру Георгиевну. Очень тонко показаны зеркальные отношения двух мужских пар в зеркальных застольных мизансценах с водкой. Юрочка тянется к зрелому, тертому Вадиму , а тот наоборот считает Юрочку пустышкой. Николай Иванович относится к Юрочке с отцовской теплотой, а Юрочке неловко выпивать и выслушивать мужа своей любовницы.

И в довершении к многочисленным жизненным слоям этой многослойной постановки, есть и слой зеркальный, в котором СТИ видит себя. Большинство героев спектакля это люди искусства. Прямых отсылок и перекличек нет. Есть непрямые. Приподнятость театра, серьезный тон, возвышенный стиль, молодая энергия и зрелая сила отражена в главной героине, а самый молодой и натуральный из актеров играет натурщика.
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments