Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Сон в летнюю ночь.

.
"ЛЮБОВНИКИ", Л.Маль, Франция, 1958. (9)

Фильм сделан простейшим композиционным приемом – поделен на две контрастные части. Сначала идет одно кино, потом начинается совсем другое кино. Переход непостепенный, хотя и замаскирован режиссером (точнее говоря, режиссер не дают зрителю явных сигналов, подсказок). Когда смотришь в первый раз, усыпленный монотонным течением первой части, даже не сразу понимаешь, что происходит – тот же черно-белый экран, те же герои, но ВСЁ НЕ ТО. И зрительский "сон" становится другим - приятно-волшебным.

Стал вспоминать, кто еще из кинорежиссеров применял подобный прием – ни одного фильма не вспомнил, только один спектакль – «Нору» М. Бычкова.

Кстати продолжительность частей не одинаковая, а подчиняется правилу «золотого сечения» 2:1.

А объединяет части музыка Брамса – в начале она звучит как контрапункт или как рафинированная, дистиллированная классика, которую прилично слушать "людям из общества", в конце оказывается очень живой и чувственной музыкой.
Брамса слушает муж героини. Если бы в этой роли был не Ален Кюни, можно было и не обратить на это большого внимания, но актер выглядит очень внушительно и содержательно (в отличие от «никакого» актера, играющего друга-спортсмена). По сюжету образ второстепенный, не раскрывается, но, благодаря актеру, оставляет загадку.


В первой части идет обычный буржуазный роман – молодая героиня (Жанна Моро по сравнению с фильмом «Лифт на эшафот» выглядит не так эффектно, хотя более стильно). Дом в провинции, подруга в Париже, муж-издатель, друг-спортсмен (играет в поло, не в футбол же), дочь на попечении служанки. Случайно, словно песчинка в раковину, в фильм попадает человек из другого круга. Совершенно невзрачный, поначалу больше внимания обращаешь на его машину, чем на него самого – именно что "песчинка". У нее сломалась машина, он подвез до дома, муж пригласил переночевать.

Ночью героиня выходит в сад, и словно из одного «скучного» сна попадает в другой «сказочный» сон. Всё преображается. Оппозиции «столица-провинция», «муж-любовник», «господа-слуги» в один миг теряют смысл. Она встречает там гостя и они гуляют, как Адам и Ева в райском саду. Жанна Моро раскрывается, распускает волосы и становится также хороша как в «Лифте на эшафот», ее партнер обретает лицо и мужскую привлекательность. А вокруг – парк, река, лодка, плотина, мельница, рыбы (муж поставил сети, они выпускают рыб), а в последних кадрах фильма даже белая лошадь стоит на обочине дороги.

Магия летней ночи уже давно увековечена - в легендах о цветении папоротника, в пьесе Шекспира, в музыке Мендельсона, а потом и в кино - в «Улыбках летней ночи» Бергмана, в «Сексуальной комедии» Аллена.

С другой стороны фильм идеально выражает «современность» - дух французской новой волны – критику «папиного кино» и «папиного общества», возвращение к естеству, освобождение от панциря штампов (и киношных штампов и «Правил поведения в современном обществе» ).

Но и среди фильмов новой волны (как правило мрачных, черных, заканчивающихся смертью) «Любовники» выглядят белой вороной. Здесь хэппи-энд, хотя отнюдь не легковесный. Летняя ночь заканчивается, впереди – дорога.
Tags: Маль, кино
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    * «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А.Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г. (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту, встречи…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    * Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • «Бессмертный полк» онлайн

    . Зарегистрировался в онлайн-шествии «Бессмертного полка» (через сеть ВКОНТАКТЕ, заявки принимают до 12-00 9 мая). Фотографий военного времени…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments