Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Пирам и Фисба ... по Чехову

.
”ДАМА С СОБАЧКОЙ” , А.Праудин, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2008г. (10)

Умный, авторский, петербургский, чеховский спектакль.
Весь Чехов в одном недлинном спектакле на малой сцене.
По принципу "Неоконченной пьесы" Михалкова рассказ "Дама с собачкой" нарастили собирательными чеховскими персонажами, фразами из записных книжек, сценками под Чехова. Только это не кино, а театр. Поэтому уместно вспомнить еще и трилогию Камы Гинксаса в МТЮЗе. Там "Дама с собачкой" была оснащена парой коверных (господ курортных). У Анатолия Праудина главный герой (Василий Реутов) центральная фигура мужского трио, вокруг есть еще два клоуна: помоложе ("клоун Иванов" - Руслан Барабанов) и постарше ("клоун Смирнов" - Дмитрий Воробьев). Этим наглядно подчеркивается средний возраст Гурова, уже не молод (не романтик), еще не стар (не циник). А также его человеческая значительность и неординарность.

Спектаклю восемь лет, но как же четко держится режиссерский рисунок.
Это заметно и по сложной актерской траектории Реутова (в первом выходе одет франтовато, у него такой заметный, насыщенный, красивый мужской голос и острый взгляд, потом голос словно истирается, становится обыкновенным, а взгляд скучнеет и в последних сценах он смотрит в зал совсем подслеповатыми глазами).
Это заметно и в мелочах - у Анны Сергеевны (Александра Куликова) чуть дрогнул голос на первых репликах (долго гуляет одна, молча и вдруг к ней обратились), во второй части был эпизод, когда она опустила лорнет, он качается в руке, а в фонограмме синхронный звук колокола. Анна Сергеевна маленькая, аккуратная, как комнатная собачка или изящная комнатная статуэтка и при этом в ней есть нечто чисто петербургское (в спектакле на петербургском происхождении героини сделан специальный акцент и Куликова это отыгрывает - эту деликатность-скованность, эту изящность не только внешнего облика, но культуру чувств), и в программке она названа "г-жа фон Дидериц". Режиссер и ее снабдил персонажем-антиподом. Татьяна Аптикеева в роли жены Гурова играет активно, утрировано, одевается ярко, а потом и вовсе выходит гейшей из водевиля.
Это спектакль не только о жизни (которая по словам Гинкаса "прекрасна ... по Чехову") и смерти (эта тема сопровождает действие четким пунктиром от кладбища в Крыму до внезапной смерти жены клоуна Иванова, а также театральной седины главных героев), но и об искусстве. Театр без смысла, театр как времяпрепровождение. Театральная пошлость отражение пошлости жизни, которая превращает изящно-кукольную даму в тряпичную куклу, прячет женственность под кимоно и густым гримом. Пошлому провинциальному театру, появляющемуся по сюжету "Дамы с собачкой", противопоставлен живой театр - сам спектакль.

Чеховский текст собранный Праудиным это поле для парада условных театральных приемов. От театрального натурализма до театральных метафор. Настоящие арбузы играют сначала себя, а потом камни-валуны и надгробия на кладбище, живая собачка искусно включена в театральное действие, нисколько не отвлекает, а оживляет. Без нее курортная скука первой части спектакля была бы непереноимо скучной. Деревянный павильон декорации Александра Орлова - белый чистенький курортный - оборачивается серой изнанкой в финале, забором в городе С., стеной, разделяющей чеховских Пирама и Фисбу (одна из сцен сыграна как диалог через щели в заборе, Гуров с внешней стороны, Анна Сергеевна внутри, мечется и кричит, как птичка в клетке).
Наконец они соединяются вместе в неожиданной и очень выразительной, вывернутой мизансцене - присоединяются к зрителям и вместе с нами смотрят на серые доски, наглухо закрывшие сцену. Живой звонкий женский голос, голос живой души человеческой всё повторяет и повторяет вопрос, на который ни у кого нет ответа.

- Как? Как? Как?
И казалось, что еще немного - и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается.
Tags: театр
Subscribe

  • Перечисление и размышление

    . Не надо дурачить себя. Все мы, включая и тех, кто думает по долгу службы, достаточно часто, бедны мыслью, мы слишком легко становимся…

  • Хорошо сказано № 50

    . О «Славе» Богомолова в БДТ: Театральное чудо разное бывает. Не только когда зал "затаив дыхание... в едином порыве... плачет и смеется ... чутко…

  • Хорошо сказано № 49

    . "Выбирать не ходил. Ходил подтверждать полномочия." (фраза не моя, нашел в фб, и сделал тоже самое)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments