Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

00

*
”ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ” , К.Серебренников, ГОГОLЦЕНТР, Москва, 2015г. (9)

Как и было обещано режиссером в аннотации, роман Гончарова прозвучал «остро, полемично, ярко», действие перенесли в наше здесь/сейчас (в Москву нулевых *) и тем самым вернули книгу в изначальное состояние (из библиотечной полки с классикой на прилавок книжных новинок).

Здравствуйте, Вы мой дядя!

В спектакле есть свежесть открытия новых тем и новых героев. И драйв попадания в самый нерв времени/места.
И по-моему такой эффект достигнут не столько от осовременивания, сколько от смены ракурса.

Осовременена внешняя оболочка – текст переписан современным сленгом, персонажи переселены в современный мегаполис, на сцене глянцево-черная картинка нового европейского театра - перекатывание неоновых нулей и три бэк-вокалистки, исполняющие (нечленораздельно) тексты Апокалипсиса положенные на … на то, что сейчас называют музыкой.

Но бОльший интерес вызывает изменения в ядре.
Обыкновенная история наивного провинциала в бездушной столице превратилась в историю его дядюшки, Адуева-старшего – действительно нового действующего лица, и одновременного лица наблюдающего, теоретика и резонера. Неожиданное появление племянника это повод стать дядей, сформулировать накопленный жизненный опыт, провести натурный эксперимент и в конце концов получить новые сведения о порядке вещей и о человеке (уже о себе самом, не о другом, не с позиции всезнающего, вечного Жида учителя жизни, а с позиции обыкновенного, единичного смертного).

Новому персонажу – новый актер, даже не актер а шоумен (а также режиссер и продюсер) Алексей Агранович. За ним не актерские навыки психологического театра, совсем другой бэкграунд, жесткий - опыт современного бизнеса. Но не только, еще и порода. Человек успеха и человек столицы, человек элиты (сын оператора Михаила Аграновича, внук режиссера Леонида Аграновича, там их целый клан). Новая подлинность. Новая пластика, новая интонация. Главное открытие и главный успех спектакля. И главное приращение смысла, добавленное режиссером в исходный текст.

Среди многочисленных новоевропейских режиссерских приемов у Серебренникова в этом спектакле есть и один очень старый, из советского театра. Прием, который кажется, так и остался незамеченным в рецензиях. Прямая цитата из «Дон Жуана» Эфроса – мизансцена с прожектором, который дядя наводит на племянника.
За успешным и влиятельным московским «Доном» Петром Адуевым – Дон Жуан, испытывающий судьбу (и до поры до времени неизменно выигрывавший), Дон Жуан-философ, ищущий человека (и в племяннике тоже).
Ну и адское пламя в последней сцене, это же он его видит (и зрители видят его глазами), племянник не видит.
И режиссер видит его глазами. Это в первом московском спектакле «Пластилине» режиссер видел мир глазами провинциального мальчика, время прошло, набрался опыта, добился успеха, даже "Околоноля" побывал и теперь ракурс сменился на взрослый, противоположный.

Если дядюшка - обыкновенная единица, то племянник – обыкновенный нуль. Это ясно с первой сцены с мамой, которую он не слушает, потому что исполняет худосочную песню протеста под гитару. И протест у него заемный, и надежды и разочарования такие же банальные. Человек-ноль ни к каким чувствам неспособный и ни к каким мыслям не предрасположенный. Роль написана схематично, проведена пунктиром, актер Филипп Авдеев играет последовательность состояний (самые убедительные – первое и последнее), психологической разработки нет, картинки-комиксы. Текст для сцен это по большому счету драматургические заглушки, сочиненные режиссером возможно вместе актерами на репетициях (ну что там обычно говорит мама, когда собирает сына в дорогу – «я тебе грибочки положила и теплый свитер», ну что там обычно говорят любовники - «а ты меня любишь»).

Букве романа Гончарова Серебренников не следует (какое там, почти все буквы он переписал), но все равно остается по эту сторону режиссерской интерпретации, потому что верен духу. Сохраняет социально-критическое направление русской литературы и усиливает до апокалиптического, обостряет, проявляет. Не передергивает, не глумится над классикой, не дразнит старших.

M0$C0W - 2009 и Москва - 2016


А в качестве профилактического средства от интоксикации околонулевой чернухой рекомендуется перед посещением «Обыкновенной истории» в ГогоLцентре посетить настоящую Москву 21-го века (уже не нулевых годов, а десятых) – как раз по дороге из метро к зданию театра на выходе из заднего прохода Курского вокзала свернуть направо по ходу движения.

=======

*) время действия спектакля можно указать точно
2 июля 2009 года на заседании президиума Государственного совета по вопросам повышения энергоэффективности Президент Медведев предложил запретить в России продажу ламп накаливания – ну и дальше Министерство Света (Ск0лк0в0 и Р0сНан0).
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments