Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Племянница Штирлица

.
Вчера в фб видел репортаж с презентации книги И.Н.Соловьевой «Первая студия. Второй МХАТ» (https://www.facebook.com/282717641758976/photos/a.289597571070983.76587.282717641758976/1164105910286807/ ).
Как-то у меня в последнее время много интересных событий выстроилось вокруг первых мхатовских студий и Соловьевой персонально.

1. Началось с того, что увидел Соловьеву (и даже прикасался, сидел рядом :) на фестивале Твой Шанс. Студенты из Петербурга привезли два спектакля из репертуара Первой студии МХАТ («Гибель надежды» и «Сверчок на печи»). Профессор Сергей Черкасский сделал у себя на курсе своего рода реконструкцию Первой студии МХТ. Было очень живо и совсем не музейно.

2. Потом был музей. В прошлые выходные побывал на экскурсии в квартире Вахтангова (недавно открыта после реставрации).
Кстати питерские студенты тоже там побывали, когда ставили «Гибель надежды» и «Сверчок на печи» (в «Сверчке на печи» Вахтангов играл Текльтона).
Квартира небольшая (две комнаты), но выглядит шикарно, реставрация сделана по высшему разряду. У меня даже возник вопрос – откуда такая у начинающего режиссера? То ли уровень жизни сотрудников МХАТ был тогда высок, то ли сам Вахтангов был из обеспеченной семьи и мог себе такую позволить. Оказалось, ни то ни другое.
Вахтангов действительно был из очень богатой семьи, но отношения с отцом разорвал и даже символически поменял букву в отчестве - Богратионович вместо Багратионович. А квартиру эту ему предоставила Советская власть в 1918 году.
Дальнейшая судьба квартиры сама по себе сюжет интересный (с него экскурсия начинается), после смерти Вахтангова одна из комнат была разделена перегородками на три, уже в наши дни она использовалась как общежитие и среди прочих молодых вахтанговцев там жил Павел Сафонов. Сейчас перегородки сняты, комнату вернули к первоначальному виду, на стенах подлинные документы, автографы Марины Цветаевой (еще один интереснейший сюжет, ведущий в наши дни, пьесу «Приключение» Цветаева написала для Вахтангова, Вахтангову пьеса не понравилась, но через полвека все-таки оказалась на вахтанговской сцене, а потом еще выстрелила в Мастерской Фоменко в ГИТИС).
Главные сюжеты экскурсии разворачиваются во второй комнате (она после смерти Вахтангова сохранялась, как мемориальная). Там рассказывают про жизнь Вахтангова в отцовском доме во Владикавказе, про Сулержицкого и Первую студию МХАТ, и наконец про мансуровскую студию, ставшую Третьей студией МХАТ и потом вахтанговским театром.

3. И еще посмотрел/послушал Соловьеву на портале ТопТеатр - «Мои 30е» ( http://top-theatre.ru/posts/2 ).
Ролик короткий – 15 минут, но много важного, концептуального сказано.
Про «совок» (с нежностью – "совочек"), про Пушкина в 1937 году (ей было 10 лет), про Бухарина (по рассказам отца), а главное – про отношение к нашему прошлому.
Непосредственно про театр – про два вахтанговских спектакля: немного про «Человека с ружьем» и побольше про «Много шума из ничего». Вот это мне особенно интересно было. Этот спектакль я знаю (если можно так сказать, слышал радиоверсию, видел киноверсию и откликался - http://lev-semerkin.livejournal.com/247040.html ). Рассказ Соловьевой дополнил впечатление в том, что касается общей атмосферы и сценографии. В киноверсии она потерялась, а Соловьева помнит, что декорация была яркая кукольная - на огромной сцене театра, как под теплым небом Италии.

4. Информация к размышлению (голосом Копеляна)

Между прочим, тетя Вика сообщает, что Инна Натановна Соловьева (Базилевская) – племянница Макса фон Штирлица (он же Исаев, он же Владимиров), то есть Якова Григорьевича (Гершевича) Блюмкина – убийцы Мирбаха, эсера, чекиста, троцкиста.
Отец Соловьевой Натан Григорьевич Блюмкин (псевдоним Базилевский) старший брат Якова.
Макс, Исаев и Владимиров это псевдонимы Якова Блюмкина, а по его похождениям в Таллине в 1921 году написаны «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Штирлиц в Германии это пролонгация судьбы Блюмина, если бы его не расстреляли за связь с Троцким в 1929 году. Соловьевой тогда было 2 года.
Tags: театр
Subscribe

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Театр повторного спектакля

    . Планирую поездку в СПб на первую половину июля. Смотрю афишу, составляю театральную программу и наибольший интерес вызывают постановки, которые уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments