Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Милый Бертран, дорогой Петер

*
”ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ” , М.Брусникина, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 2015г. (9)

Cтавить эту повесть Андрея Платонова средствами традиционного театра - задача тяжелая.
Действие происходит в исторические петровские времена, главный герой - британский инженер Бертран Перри, но время действия и национальность героя в данном случае это условность, весьма прозрачная, повесть автобиографична и костюмная постановка будет игрой реконструкторов, что уведёт в сторону от главного.
Литературный театр Марины Брусникиной, оснащенный богатым арсеналом современных театральных приемов, свободно сочетающий игровые сцены, текст от автора, песни и комментарии, справляется с любой прозой и к Платонову нашел верный театральный подход.

Действие происходит на школьном уроке и поначалу никаких прорывов (ни театральных, ни смысловых) не обещает, обещает чтение с комментариями (с пояснениями, что такое шлюз и что такое верста, и шутками про «выпивку» и «травку» для оживляжа). Выпускники школы Табакова изображают школьников уверенно, но вполне шаблонно, во взрослых ролях актеры более взрослого поколения борозды не портят. Спектакль дает много информации о писателе, о повести, но не саму повесть.

А потом происходит театральное чудо, экскурсия превращается театр, информация в художественные образы, платоновская проза захватывает и подчиняет себе действие. Сначала история любви через расстояния (тоже автобиографическая) цепляет школьников и зрителей, а потом и главная «производственная», «русская» тема постепенно прорастает сквозь условность школьного урока, постепенно захватывает внимание зала.

Учитель, распинающийся перед оболтусами в попытке хоть как-то заинтересовать литературой, перевоплощается в английского инженера 18-го века, строителя канала - одного из петровских проектов, и в русского инженера-мелиоратора из коммунистического проекта 20-го века.
Ученики сплачиваются в театральный и музыкальный хор, читают по ролям, подыгрывают, пробуют влезть в шкуру людей из далекого прошлого, поют песни, по-русски и по-немецки веселятся на свадьбе – немец Петер находит в России жену. Этот яркий, громкий, азартно исполненный эпизод соединения двух начал обещает и всему проекту успех.
Но все заканчивается трагически.

Наконец, когда на школьной доске появляется слайд-портрет больного Андрея Платонова, становится заметно, что учитель уже полностью в него перевоплотился и даже внешне неотличим – одно лицо, один взгляд. Прекрасная, далеко выходящая за рамки чтения, работа Ивана Шибанова, мастер класс для молодых партнеров. Впечатляет и момент тождества (Шибанов-учитель-Бертран-Платонов) и более ранний момент первого входа в роль. Сцена очень остроумно и зрелищно решена - царский гонец спрашивает, кто тут Бертран? Все расступаются (вокруг учителя образуется полоса отчуждения) и вытягивают руки в его сторону. Тут и «свита» короля играет и сам «король» чувствует ношу, чуть не гамлетовская мысль пронзает его и зрителя – «чашу эту мимо пронеси».

Трагическая судьба передового человека в отсталой среде, которую Платонов сначала на своей шкуре почувствовал, когда работал мелиоратором в Тамбове, а потом аллегорически представил в «Епифанских шлюзах», и в нашем веке звучит очень современно («В России за десять лет меняется всё, а за двести лет ничего не меняется» /Пётр Столыпин – еще один персонаж в том же ряду/). То же ощущение передано в недавнем фильме Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» поверхностно, как наваждение. А Платонов не ограничивается психологическим состоянием и не зациклен на себе, у него нет мании преследования, он показывает оборотную сторону - про ответственность преобразователя, властителя (инженер требует с рабочих, царь требует с инженера, но ведь и над царем есть высший судия), про цену и риски модернизации (как жестокой необходимости рывка и как царской забавы).
Судоходны ли построенные шлюзы? Пригодна ли для жизни модернизированная страна?

И в конечном итоге Платонов показывает, как сама природа подобным утопическим проектам сопротивляется. Не только озера и реки, но и природа человека сопротивляется (тут уместно вспомнить «Собачье сердце», написанное в те же годы, что и «Епифанские шлюзы» и обратить внимание на разницу подходов, Платонов пишет изнутри, как участник, Булгаков снаружи, как наблюдатель).

Платонов, как и его герой англичанин, проходит тяжелый путь постижения реальности. Всматриваясь в себя и в мир главный герой повести приближается к тайне, которую в сходных обстоятельствах видел и автор и выразил особенным платоновским языком:

В узкое окно он всю ночь видел роскошь природы – звезды – и удивлялся этому живому огню на небе, горевшему в своей высоте и беззаконии.

И сразу после этого прозрения инженер умер.
А писатель родился.
Tags: "Не так ли и ты Русь", театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments