Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Песня

*
”ДНО” , Б.Дьяченко, Школа-студия МХАТ, 2016г. (8)

Прекрасная идея - соединить пьесу «На Дне» с песнями Высоцкого.

Пьеса и сама по себе песенная – финалы второго и четвертого действия зарифмованы не только смертями (сначала Анны, потом Актера), но и сопровождающей песней «Солнце всходит и заходит». Текст песни Беранже («Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет») дает важную смысловую рифму, аргумент Актера к заочному спору Луки и Сатина.
Низкая, нищая блатная среда выражает себя через блатную лирику «душа нараспашку» и через ошметки культуры, оседающие на дне общества.

Песни Высоцкого в этом случае особенно уместны – и его блатные стилизации и народные и философские обобщения. Ведь и в пьесе все эти слои есть - и блатной, и народный, и обобщение.
Высоцкий идеально сюда ложится даже не столько темой и диапазоном (низкое и высокое), сколько интонацией (рвущейся вверх со дна, на волю из полумрака из «все не так, ребята»).

Есть у этой идеи сильный театральный бэкграунд, «На Дне» и Высоцкого соединил Эфрос в постановке театра на Таганке.
Автор идеи и постановщик «Дна» Борис Дьяченко был там в те времена и хоть сам не принимал участи в «На Дне», играл в спектаклях Эфроса (в возобновленном «Вишневом саде» играл Лопахина - роль Высоцкого). Спектакль Эфроса тоже был песенный, он был выстроен от песни к песне (в качестве зачина использовалась песня Высоцкого «Что за дом стоит», возникавшая из какофонии звуков, как смысловой эпиграф и эмоциональный камертон, а в финале какофония превращалась в стройный хор ночлежников «Солнце всходит и заходит»).
Таким образом студенты актерского факультета школы-студии стали новым звеном в длинной театральной истории.
Песню «Что за дом стоит» они исполняют последней, зачин из постановки Эфроса стал итогом в постановке Дьяченко.

С добавлением Высоцкого пьеса стала еще более мужской. Лучше всего соечетаются Горький с Высоцким в образах главных мужских (и блатных) героев пьесы (Сатин, Васька Пепел и Лука). Эти же роли лучше всего удались и студентам.
Евгений Кутянин (Васька) и Назар Сафонов (Сатин) показали разные стороны блатного куража - у Сатина более звонкий, молодой, яркий, открытый, а у Васьки закрытый, хриплый и перегоревший (много видел постановок «На дне» и первый раз Васька был так явно похож на пепел). Лука совсем другой, инородный (он и должен быть другой, пришелец, он и у Эфроса был другой, Трофимов выглядел гостем не от мира сего). Арсений Робак в роли «Старика» очень уместно похож на постановщика спектакля (заметно, что актер играл с режиссерского показа). Этот Лука – учитель.

А главным героем песенного спектакля стал хор – и театральный и музыкальный. За счет стерео звучания инструментов (две гитары) и обьемного, охватывающего звучания хора, распределенных по пространству голосов, сцена в музыкальных эпизодах словно раздвигалась, спектакль разворачивался вширь, пульсировал, в драматических сценах сжимаясь в точку, возвращался на дно, в тесную комнату ночлежки.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments