Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Исповедь по десяти копеек за вход

*
”РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ” , А.Коручеков, ТИ им.ЩУКИНА, Москва, 2015г. (10)

Название такое же, как у одной из частей «Идиота» Женовача на Бронной, но спектакль совершенно не такой, не столько преемственность и наследование, сколько отталкивание.
Там был увесистый роман в трех томах, последовательное театральное повествование, пожалуй чересчур спокойное для Достоевского.
Здесь сцены совсем не повествовательные, часто игровые, даже клоунские, не всегда последовательные, но всегда беспокойные, воспаленные, взрывные. Структура нелинейная, зеркало из осколков (монологи, диалоги, письма и комментарии), но в конечном счете осколки собрались в нечто цельное, роман в зеркале из осколков отразился, по крайней мере главные линии, а еще важнее, что из осколков собрался образ главного героя романа - Мышкина.
И образ «рыцаря бедного», более широкий, Мышкину не тождественный.

Все представленные в инсценировке романа персонажи (кроме главного четырехугольника – Мышкин-Рогожин-Настасья Филипповна-Аглая, еще Ганя с сестрой, Епанчина и Бурдовский) оказались очень похожи. В каждом из них открывается свой «идиот», так выбраны отрывки – главным образом душевные излияния, откровения, исповеди.
Мышкин говорит в самом начале спектакля о пребывании в клинике у швейцарского врача

Шнейдер сказал мне, что я сам совершенный ребенок, то есть вполне ребенок, что я только ростом и лицом похож на взрослого, но что развитием, душой, характером и может быть, даже умом я не взрослый, и так и останусь, хотя бы я до шестидесяти лет прожил. Я очень смеялся: он, конечно, не прав, потому что какой же я маленький? Но одно только правда, я и в самом деле не люблю быть со взрослыми, с людьми, с большими, -- и это я давно заметил, -- не люблю, потому что не умею. Что бы они ни говорили со мной, как бы добры ко мне ни были, все-таки с ними мне всегда тяжело почему-то, и я ужасно рад, когда могу уйти поскорее к товарищам, а товарищи мои всегда были дети

А дальше он во всех, с кем сталкивает его жизнь в России, находит такого ребенка и к нему обращается, с ним вступает в диалог. Мышкин (и режиссер вслед за ним) видит в каждом персонаже ребенка, то есть «идиота», один за одним они поворачиваются лицом к залу и начинают душевные излияния. В каждом есть исступление, в каждом «рыцарь бедный».
Понятно, что больше всего таких излияний у самого Мышкина, в нем этого идиота, ребенка, рыцаря бедного больше всего содержится. Вчетверо больше – ведь образ Мышкина в спектакле собран из четырех больших осколков, эту роль играют четверо.
Трое выходят вместе и открывают первое действие спектакля. Три стороны человека, три возраста – взрослый и рассудительный, непосредственный ребенок и неврастеничный подросток. Четвертый, самый цельный и сложный, открывает второе действие спектакля, персонаж обретает цельность после наступившей в нём важной душевной перемены, важного открытия. Однако эта цельность ненадолго, напряжение в главном четырехугольнике нарастает, история движется к трагической развязке и в последней сцене (в доме Рогожина) сознание Мышкина снова разрывается на четыре части – на сцене в дополнение к Мышкину второго действия появляются и трое из первого. В конце спектакля эти трое актеров выходят из образов и по очереди рассказывают эпилог, а один в самой глубине сцены припечатывается к белой кирпичной стене рядом с собственной тенью и в этот момент его сознание (и свет на сцене) гаснет. Гинкасовский кадр – игры в белой комнате и абсолютная чернота в финале. Финалом у белой стены и диалогическим построением сходство не исчерпывается, похожим приемом, как Иван в «Нелепой поэмке», здесь осовременены Епанчина (дама, чиновница или бизнесвумен, в роли очень эффектно используется игра с предметом – черной дамской сумочкой) и хипстерша Аглая.
Да и спектакль в целом можно было бы назвать гинкасовским, если бы не важный дополнительный план, включившийся с первых слов и пунктиром через всю постановку проведенный.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.


Студенческий спектакль это ведь еще и спектакль об образовании, о постижении профессии, об открытии театра. Свидетельство о существе актерской профессии, о природе театральной игры. В этом зеркале не только внешний мир отражается, но и театр, школа, курс.
Это традиция идущая не от Гинкаса, а от Женовача - театр о театре, о великой иллюзии.

Персонажи Достоевского обнажают душу, исповедуются друг перед другом, актеры делают тоже самое перед зрителями. Молодой актер, закончивший курс, выходит на сцене к зрителям, также как Мышкин, закончивший курс лечения в Швейцарии, выходит к своим соотечественникам.
И наконец в кульминационной сцене, моменте истины этого спектакля Мышкин говорит о сострадании друг другу

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Но ведь это одновременно и единственный закон бытия театра, актерского существования. Актер включается и сопереживает персонажу и тем самым подключает и зрителя к сопереживанию.
Актер это тоже ребенок, он играет, актер это тоже идиот, простодушно верящий «в Гекубу», актер это тоже «рыцарь бедный».
«Жил на свете рыцарь бедный» это ведь не только о Мышкине и об остальных героях Достоевского, но и об актере, и о зрителе, о каждом человеке-гомо сапиенсе, человеке разумном, человеке играющем, человеке исповедующемся, изгнанном из рая и сохранившем в душе способность к «виденьям непостижным уму» и сердце для глубокой врезки впечатлений.

Епанчина говорит о себе после серии откровений-излияний

Оригиналы мы... под стеклом надо нас всех показывать, меня первую, по десяти копеек за вход.

Вот и показали.
Tags: театр
Subscribe

  • Темы 2011. От «Б» до «Й».

    . Проснулся в другой стране :) Выпал снег, всё так бело, пушисто и пустынно за окном. Новый год начинается с абсолютно чистого листа. 2011-й сразу…

  • Поезд не ушел!

    * " I REST MY CASE", Dana Gillespie, 2010г. (7) 24 апреля умер Сатья Саи Баба - индийский гуру Даны Гиллеспи. Хотел послушать сборник “Songs Of…

  • Первый блин Даны.

    * "FOOLISH SEASONS", Dana Gillespie, 1968г. (5) Дебютный альбом Даны Гиллеспи. Ушла из воднолыжного спорта из-за травмы и запела (*). Но еще не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments