Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Любовь к родному пепелищу

.
"ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ", Н.Ковалева, ТИ им.ЩУКИНА, Москва, 2016г. (9)

Такой хороший, правильный спектакль. Всё по-честному, без сокращений и упрощений, неспешно и подробно разворачивается картина, чередуются многонаселенные хоровые сцены и частные истории нескольких семей, живущих по-соседству.
Студенты играют хором, курс как единое целое играет большую и сложную книгу, при этом достаточно много единичных актерских работ, перевоплощений. При правильной постановке дела волшебная сила искусства легко и просто превращает совсем молодых столичных студентов в сибирских крестьян, стариков и старух. Все прямо на наших глазах происходит с помощью простого реквизита – платочков и кепок.

Режиссура не выходит за рамки внимательного чтения и адекватного перевода прозы на сцену и педагогической работы. Но был один символический эпизод, выходящий за рамки, одна важная мизансцена. В начале спектакля эпизод первого пожара был выстроен так, что зрители оказались на стороне огня, а актеры «тушили» зрительный зал и всматривались в зал, как в огонь. Под этими взглядами было неловко. Мы (зрители) для них (персонажей) оказывались людьми из будущего, из пугающего, страшного будущего, в котором нет места Матёре, которое не сулит им ничего хорошего. Они это предчувствовали, а мы это уже знаем. Мы по эту сторону огня, они по ту сторону, на пепелище.
Мы уже по другому относимся к прогрессу, без утопических надежд 60-х годов прошлого века, расставание с которыми зафиксировала книга Распутина, но и без отрицания прогресса - мы уже знаем, что в отсутствии ГЭС Матеры гибнут еще быстрее. Вопрос не в примитивной альтернативе «старое или новое». Старый уклад сменяется новым это закон равнодушной природы. И сама Матёра пришла когда-то новым укладом на место старого (не случайно, в на сцене присутствует тунгуска).
Вопрос в том, чтобы попрощаться по-человечески, знать, понимать, любить свое прошлое.
Смерть Матеры это не последняя истина, она воскреснет. Матёра воскрешается любовью, когда переживают ее смерть. Воскрешается писателем и читателями, актерами и зрителями.
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…