Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Любовь к родному пепелищу

.
"ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ", Н.Ковалева, ТИ им.ЩУКИНА, Москва, 2016г. (9)

Такой хороший, правильный спектакль. Всё по-честному, без сокращений и упрощений, неспешно и подробно разворачивается картина, чередуются многонаселенные хоровые сцены и частные истории нескольких семей, живущих по-соседству.
Студенты играют хором, курс как единое целое играет большую и сложную книгу, при этом достаточно много единичных актерских работ, перевоплощений. При правильной постановке дела волшебная сила искусства легко и просто превращает совсем молодых столичных студентов в сибирских крестьян, стариков и старух. Все прямо на наших глазах происходит с помощью простого реквизита – платочков и кепок.

Режиссура не выходит за рамки внимательного чтения и адекватного перевода прозы на сцену и педагогической работы. Но был один символический эпизод, выходящий за рамки, одна важная мизансцена. В начале спектакля эпизод первого пожара был выстроен так, что зрители оказались на стороне огня, а актеры «тушили» зрительный зал и всматривались в зал, как в огонь. Под этими взглядами было неловко. Мы (зрители) для них (персонажей) оказывались людьми из будущего, из пугающего, страшного будущего, в котором нет места Матёре, которое не сулит им ничего хорошего. Они это предчувствовали, а мы это уже знаем. Мы по эту сторону огня, они по ту сторону, на пепелище.
Мы уже по другому относимся к прогрессу, без утопических надежд 60-х годов прошлого века, расставание с которыми зафиксировала книга Распутина, но и без отрицания прогресса - мы уже знаем, что в отсутствии ГЭС Матеры гибнут еще быстрее. Вопрос не в примитивной альтернативе «старое или новое». Старый уклад сменяется новым это закон равнодушной природы. И сама Матёра пришла когда-то новым укладом на место старого (не случайно, в на сцене присутствует тунгуска).
Вопрос в том, чтобы попрощаться по-человечески, знать, понимать, любить свое прошлое.
Смерть Матеры это не последняя истина, она воскреснет. Матёра воскрешается любовью, когда переживают ее смерть. Воскрешается писателем и читателями, актерами и зрителями.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…