Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Если бы море могло говорить…

*
"ГИБЕЛЬ «НАДЕЖДЫ»", С.Черкасский/Н.Лапина/В.Любский, АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, СПб, 2015г. (9)

Социальный театр в своем изначальном виде, такой, каким он был сто лет назад, то есть социалистическим.
Автор пьесы классик голландской литературы натуралистического направления и социалист. Особое внимание обращено на социальную сторону жизни, на труд, на классы и классовые отношения – отношения собственности, отношения между людьми в процессе труда и присвоения его результатов. «Мать», «Гроздья гнева» и особенно фильм про рыбаков «Земля дрожит» - самое близкое по теме.
К концу прошлого века эта тематика ушла на периферию общественного интереса, а из театрального искусства и совсем ушла. Но социальные отношения и конфликты от этого не прекратились, люди не перестали в трудах добывать хлеб, ходить в море, булки же не стали расти на деревьях, а шпроты в консервных банках.

Театр открыл эту тему как "новую-хорошо забытую старую" (постановкой этой пьесы когда-то открывалась 1-я студия МХТ) и получилась не музейная реконструкция, а именно открытие - новых героев, новых конфликтов. Социальное прозвучало сильнее чем в «новой драме» – драматическое напряжение сильнее и сильнее сочувствие (ну что актерам и зрителям эта голландская Гекуба 1900-го года рождения, так ведь нет, за живое берет). Здесь работают подлинные страсти и простые вечные оппозиции: хозяева и работники, мужское (уходить в море) и женское (воспитывать детей и ждать на берегу), рождение и смерть, смирение (у матери) и протест (у сына). На маленькой сцене-палубе уместилась жизнь общества – старики и новорожденный, богадельня и контора, будни и праздники, и искусство тоже (театр и себя увидел в зеркале сцены, барышня-дочь хозяина рисует портреты рыбаков).

В постановке и игре актеров не столько натурализм (безыскусный неореализм), а скорее концентрированная театральная условность, очень живописная.
«Малые голландцы» на фоне «летучих голландцев».
Очень густой, плотный спектакль – бытовые сценки на фоне насыщенной театральной среды, много предметов и много актеров. Мачты, паруса, скамейки и столы, тельняшки и грубые башмаки, матросы пробегают, танцуют, взбираются и летают.
Здесь играет команда и возникает коллективный образ, многонаселенная панорама (рыбацкая деревушка на краю земли, корабль-скорлупка в море) и даже естественные в студенческих спектаклях возрастные ограничения не мешают - этим спектакль напоминает «Тихий Дон» Мастерской Козлова. И также как и там коллективное не мешает проявиться индивидуальному (прежде всего у «Ниловны» и «Павла Власова»).

И пусть корабль "Надежда" погиб, надежда не погибла, эстафета поколений не прервалась. "Рыбацкому роду нет переводу". И театральному мхатовскому роду тоже нет переводу (реинкарнацию идей 1-й студии на сцене фестиваля "Твой Шанс" инспектировала из зала И.Н.Соловьева).
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments