Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Продолжения русской Одиссеи

*
"СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ", Е.Гранитова, РАМТ, Москва, 2015г. (8)

"КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО", К.Серебренников, ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, Москва, 2015г. (9)

Два спектакля музыкально-драматических, мужских-патриотических (можно прямо сказать - «ватнических») о вечных поисках себя (своей правды, своей страны, Родины), о вечном походе и вечном возвращении из похода к себе - на русскую Итаку, к Пенелопе, к России-жене и России- матушке - убогой и обильной, забитой и всесильной.


Рать подымается -
Неисчислимая!



Сила в ней скажется
Несокрушимая!


Оба спектакля и сами по себе хороши – многонаселенные, синтетические, зрелищные, зрительские постановки Большой формы с актерским драйвом и живой музыкой. Но особенно интересны в сравнении, в ряду.

В РАМТе спектакль о нашем вчера.
Спектакль о переходе через пропасть 90-х годов, продолжает «Историю мамонта» Гранитовой и «Дикое поле» по сценарию Луцика-Саморядова. Два действия - русское и американское - как «Брат» и «Брат-2». Мужской ответ на эпоху распада, уныния и наивного очарования запретным иноземным. Четыре героя – четыре мужика, четыре мамонта, четыре мушкетера, неуловимых мстителя. Они проходят белые сибирские торосы и цветастые американские джунгли под песни Налича, который скромно сидит в глубине сцены и делает свое дело. Александр Доронин (вожак, ту можно вспомнить Лавроненко в «Территории» и повторить «территорию он не отдаст»), Михаил Шкловский (очень важная для молодежного театра тема инициации, переход во взрослую мужскую жизнь через испытания и искушения, через порог, как у школьников в «Истории мамонта»), Владислав Погиба (наша Азия) и Алексей Блохин (актер вечный, домовой молодежного театра).

В Гоголь-центре мужиков семеро и это спектакль о нашем всегда.
Как и в других постановках Серебренникова время действия собрано из мозаики разных времен - некрасовского пореформенного, советского дореформенного и нынешнего, но совсем не того, что на гламурной московской телевизионной поверхности. Спектакль располагается на пространстве Замкадья – на дороге, по которой Русь тройка («Мертвые души») несется из Вологды в Керчь («Лес» Серебренникова), а внутрь МКАД попадает вместе с «Братьями». Так и сам режиссер в Москву попал, он ведь тоже "брат", поскреби Серебренникова отыщещь Прилепина (в фойе театра афиша встречи с Прилепиным, а у себя в фб КС назвал Прилепина ДРУГОМ и набрал это капслоком). Под черной хипстерской шапочкой Серебренников прячет мощный прилепинский череп. Так и в Гоголь-центре Хайнер Мюллер, Сати Спивакова, Константин Богомолов, перформеры, идиоты и дети-аутисты играют роль модной черной шапочки. Под ней – поэма Некрасова и Сказки Афанасьева, прилепинские отморозки и мхатовская Евгения Добровольская.

Смысловая кульминация, "точки сборки" находится в последнем, третьем действии. Два первых кажутся несобранными, но сила и совершенство третьего действия вполне искупает несовершенства первых двух.
Первое действие становится прологом, а второе - пластической интермедией, визуальной иллюстрацией некрасовских строк из главы "Пьяная ночь":

По всей по той дороженьке (по сцене Гоголь-центра)
И по окольным тропочкам (по зрительному залу Гоголь-центра),
Докуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные
И стоном стон стоял!


В самом центре мужского спектакля оказывается женский образ. В РАМТовской "Одиссее" не хватало Пенелопы, а вот в Гоголь-Центре она была. Спектакль Серебренникова составлен по принципу матрешки. Самая большая и яркая кукла - костюмированный женский хор (дефиле нарядов, цветастых исторических и черных концертных). Женский хор служит рамой к картине и обрамляет основное тело спектакля - мужиков (костюмированных наоборот – в семейные трусы, ватники, ушанки и треники). Но в самом сердце еще одна совсем маленькая фигурка - матрешка-Матрена и в главной сцене мужики сидят за столом и слушают рассказ женщины, не костюмированный. В центре пестрого зрелища - момент истины, простой чистой классической актерской игры из самого нутра.
Затем следует театральный апофеоз - зрелищность высшего театрального уровня – парад маек с рынков и подземных переходов, образы-скрепы, весь репертуар: Спартак и Динамо, Ленин и Сталин, Высоцкий и Бодров, Че и Пу. Сильное режиссерской высказывание (мужское) следует за сильным актерским высказыванием (женским), чтобы уже в самом финале вернуться непосредственно к автору, к Некрасову, к тишине школьного урока и простому слову на экране, как на классной доске, и прочитать итоговые строки поэмы:

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!


UPD 06.05.2017. Оказывается в 2015 году среди московских театральных премьер было и еще одно продолжение Русской Одиссеи, в лаборатории Крымова. И название соответствующее - "Поход за грибами", и картинка:

Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments