Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

10 сталинских комедий

*
Недавно прочитал, что на кинофестивале в Венеции будет специальная программа «советских мюзиклов» (от фильма Савченко «Гармонь» до «Романса о влюбленных» Кончаловского). «Гармонь» я не видел, «Романс о влюбленных» мне категорически не нравится, но вот сама идея такой программы – замечательная. Не знаю какие еще фильмы туда еще войдут, но я бы обязательно включил 10 сталинских комедий.

1. «ВОЛГА-ВОЛГА», Александров
2. «НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД», Тимошенко
3. «ПЕРВАЯ ПЕРЧАТКА», Фролов
4. «СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ», Юдин
5. «ЦИРК» Александров
6. «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ», Пырьев
7. «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», Александров
8. «БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО», Жаров
9. «ВРАТАРЬ» Тимошенко
10. «ВЕСНА» Александров

Это мой личный рейтинг.
За пределами первой десятки осталось еще порядка 10 фильмов, которых можно отнести к «сталинским комедиям» - вполне отдельному, самостоятельному киностилю, на мой взгляд, самому живому, интересному и богатому течению в советском кино 30-х – 40-х годов.


Кроме перечисленных туда можно отнести фильмы Пырьева, «Светлый путь» (самая неудачная, натужная из муз.комедий Александрова). А также «производственные фильмы» Ивановского и Раппапорта про музыкантов – композиторов, оперных певцов ("Музыкальная история" 1940, "Антон Иваныч сердится" 1941, "Воздушный извозчик" 1943). У всех этих фильмов есть явные общие признаки – все они легкие, музыкальные (кинооперетты), оптимистичные и, что немаловажно, действие происходит «здесь и сейчас». Это искусство отражает не реальность, а идеал, не сущее, а должное. Оно создает идеальную модель, образец, пример для подражания. Оно конструирует парадный фасад.

Название «сталинские комедии» точно отражает суть этого феномена. Во-первых оно само звучит в стиле того времени. В 40-е годы в официальной истории Великой Отечественной войны было, например, такое понятие «10 сталинских ударов», впоследствии по понятным причинам забытое.

Во-вторых, история этого стиля заключена в четкие хронологические рамки 1934-1949 – и этот период целиком умещается внутри сталинской эпохи (1929-1953).

Между великими переломами.

Та же десятка, но в хронологическом порядке:

1. «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», Александров, 1934
2. «ЦИРК» Александров, 1936
3. «ВОЛГА-ВОЛГА», Александров, 1938
4. «ВРАТАРЬ» Тимошенко, 1938
5. «СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ», Юдин, 1941
-------
6. «НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД», Тимошенко, 1946
7. «БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО», Жаров , 1946
8. «ВЕСНА» Александров, 1946
9. «ПЕРВАЯ ПЕРЧАТКА», Фролов, 1947
10. «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ», Пырьев, 1949

Начало.
Первый фильм – «Веселые ребята» Александрова, появился вскоре после «великого перелома» в истории СССР. А если вспомнить о приходе звука в кино, то после двух совпавших во времени великих переломов. С точки зрения киноязыка приход звука - безусловно «великий перелом». Приход звука закономерно вызвал к жизни музыкальное кино (как известно первым звуковым фильмом был «Певец джаза», а в качестве образца для «Веселых ребят» Александров использовал американские музыкальный фильмы и театрализованную программу джаз-оркестра Утесова).
Великий перелом в обществе вызвал смену элит, смену идеологической и эстетической модели от интернационализма к патриотизму, от пролеткульта к соцреализму. От открытого космополитического проекта «СССР – отечество рабочих и крестьян всего мира» к закрытому проекту «империи -осажденной крепости». А расцвет оперетты, как жанра, происходит именно в империях. Империям нужен фасад и оперетта оказывается востребованной – вспомним венскую оперетту, быстро исчезнувшую вслед за распадом Австро-венгерской империи или французскую оперетту времен Второй империи, да и современный аналог оперетты - мюзикл Большого Стиля - процветает как раз в американской империи.
Интересно, что одновременно с опереточной эстетикой в кинокомедии в серьезном кино возникла аналогичная оперная эстетика, так сделаны и исторические фильмы Эйзенштейна и эпопеи Чиаурели, и их тоже смело можно назвать «сталинским» кино. В центре этих фильмов был вождь (и народ) и адресовались они вождю (и народу).

Разрыв.
Великая Отечественная война разрезает историю сталинских комедий на два периода. 1934-1941 и 1943-1949. Оба периода поразительно симметричны – движение шло от хаотичного легкомыслия к тяжеловесному порядку. Сначала от придурковатых «Веселых ребят» к помпезному «Светлому пути». Наметившийся закат стиля очень точно проявился в запрете весной 1941 года фильма «Сердца четырех» – как слишком легкомысленного.
И столь же показателен выход этого фильма на экран в 1945 году. Война словно перезапустила компьютер, все началось сначала, снова востребовано легкомыслие – какой легкой и веселой показана война в таких фильмах как «Беспокойное хозяйство» и «Небесный тихоход». Ну а потом комедия в ускоренном темпе прошла тот же путь и пришла к парадным «Кубанским казакам».

Конец.
Завершилась история сталинского кино во время другого великого перелома произошедшего в конце 40-х годов, когда было принято решение о сокращении производства художественных фильмов. Перелом в истории советского кино был частным следствием перелома в общественной жизни в конце 40-х годов. Перелом от победной весны к временам суровым, регламентированным, застегнутым на все пуговицы. Тут не до комедий.

А можно увидеть и своеобразную симметрию чисто кинематографическую - феномен «сталинских комедий» возник примерно через 5 лет после появления звукового кино и закончился за пять лет до появления оттепельного кино.

Пост-история.
Традиции сталинских комедий пытались продолжать и после смерти Сталина, но это были разовые, отдельные попытки. Их предпринимали «герои вчерашних дней», кинодеятели 30-х 40-х годов.

Самая удачная попытка – «Карнавальная ночь» (на мой взгляд в этом фильме явно видна рука художественного руководителя Мосфильма Пырьева, достаточно сравнить этот фильм со следующими после «Карнавальной ночи» фильмами Рязанова, довольно-таки неумелыми ).
Еще один пример – фильмы режиссера Андрея Тутышкина. Это имя почему-то забыто, и несправедливо забыто. А лицо всем известно – он играл главную мужскую роль в фильме «Волга-Волга». Да и фильмы его не забыты – «Свадьбу в Малиновке» регулярно показывают по ТВ. Фильмы Тутышкина это уже снижение большого сталинского стиля, у них водевильный уклон (его последний фильм – музычно-драматичный «Шельменко-денщик» по пьесе Квитки-Основьяненко). И действие происходит уже не «здесь и сейчас». И нет претензий на «идеал». А главное – пропал кураж, не стало единого заказчика.

Главный режиссер.
Сталинская комедия была сталинской не только из-за хронологии и не только из-за соответствия духу времени, Сталин фактически являлся идейно-художественным руководителем и главным режиссером кинопроекта «советская лирическая музыкальная комедия». Можно было бы сказать, что он был и главным режиссером эпохи, но я в этом вопросе придерживаюсь точки зрения Кожинова «не Сталин определял ход истории, а история определяла действия Сталина», таким образом с исторической точки зрения он был не «главным режиссером», а «главным исполнителем».

Фильмы самым непосредственным образом выполняли идеологический заказ, а кинорежиссеры подстраивались под заказчика. Фильм «Веселые ребята» буквально иллюстрировал тезис – «жить стало лучше, жить стало веселей», этим настроением, этой интонацией он и угодил Сталину. Потому и использовался потом как образец музыкальной комедии.

Кроме того, Сталин и сам вмешивался в кинопроцесс. В ключевых точках его вмешательство было решающим. Вот два примера вмешательства – в первой и в последней точке траектории.

1. Если бы не Сталин, то «Веселые ребята» могли и вообще не выйти на экран. Уже были заготовлены разгромные статьи. Фильм спас просмотр устроенный для Сталина и Горького.

2. Название «Кубанские казаки» принадлежит Сталину. Пырьев снимал фильм «Веселая ярмарка», название легкомысленное, что-то вроде «Веселые картинки» (был такой советский журнал для дошкольников). Сталин увидел в фильме совершенно другой, серьезный потенциал и перекрестил его, превратив к тому же в политический жест (учитывая непростые отношения советской власти с казачеством).

Провокация.
И наконец формулировка «сталинские комедии» мне нравится еще и потому, что она провокационна. Заставляет тех, кто любит эти фильмы, но относится к Сталину непримиримо, делать сторожевую стойку.

Разве можно связывать со столь «черным» историческим персонажем, столь живое кино, которое явно пережило своё время, постоянно демонстрируется по ТВ, а из «Веселых ребят» совсем недавно сделали мюзикл и неплохой (роль Любови Орловой исполнила Богушевская). Оно живет – значит живет его режиссер? Значит Сталин с нами?

Мне лично пафос таких вопросов и такой однозначный черно-белый подход к истории не близок. История пестра, нелинейна и любит парадоксы, такие как сочетание тотального страха с абсолютно счастливой, полетной музыкой Дунаевского.
Tags: Музыка Александрова, кино, рейтинги
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…