Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Бочкарев

.
«МОЛЬЕР», В.Драгунов, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2009/2015г. (3)

«СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ», В.Драгунов, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2015г. (9)


Два раза в этом сезоне был в Малом театре, ходил персонально на Василия Бочкарева. Актер из лучших в настоящее время в России и вполне самодостаточный. Казалось, что он будет интересен в любой роли и в любом спектакле – и с режиссурой и без режиссуры, и в русской классике и в зарубежной (роли не классические он уже давно не играет, последнее что я видел из современного «Школа русского путешественника» было еще в прошлом веке).
Но оказалось, что не в любой роли и не в любом спектакле.

«Мольер» в целом и Мольер-Бочкарев произвели удручающее впечатление. Вторично, приблизительно – спектакль был сделан на другого Мольера (Юрия Соломина), Бочкареву роль досталась с чужого плеча и это было сразу заметно. Как-то сразу не пошло, с первого же выхода – запинки, заминки. И текст не ложился, и куража не было, и непонятно про что он играет и зачем на сцену выходит. Оформлен спектакль спустя рукава. Музыкально сопровождение примитивное и назойливое. Окружение в отсутствии лидера-актера и сильной режиссерской руки было совсем блеклым, а уж когда вышел Клюев в роли Людовика… Это словно солнце вышло и все собой затмило. Прекрасная работа, крупная – полная власть над залом – будто и в самом деле король-помазанник божий вышел к подданным.
Но спектакль по пьесе Булгакова такой король напрочь разрушает. Внимание, а главное, сочувствие зрителя он забирает себе. За таким персонажем интересно следить, ставить себя на его место. Царствует в окружении ничтожеств, мелких интриганов. Был один интересный человек рядом, да и тот оказался развратником.

В спектакле «Сердце не камень» уже Бочкарев оказывается в такой центральной позиции. Актер-солнце, весь спектакль с первого до последнего кадра на себе держит и вокруг себя организует.
Но пьесу Островского он не разрушает, пьеса поворачивается новой гранью и открывает новый смысл.
Главная героиня пьесы – женщина, молодая жена старого купца, это ее сердце не каменное.
Главный герой спектакля – старый купец, ее муж.
Русский человек на пороге смерти – Бочкарев утепляет роль, играет широко, ярко, разнообразно и углубляет роль - поверх текста создает обобщение, национальный характер. Куражится, самодурствует, хитрит, задумывается, раскаивается и обнажает в бытовой пьесе вечный сюжет – Лир Замоскворечья.
В спектакле много веселого, сочной игры, острых реплик, и Бочкарев в ударе и замечательно исполнена комическая тетушка-кумушка (Ирина Жерякова) и Глеб Подгородинский в роли гадкого пощелыги племянника добавляет в картину сатирических красок (и тоже национальных, такое сладострастное падение в грязь), но общий фон контрастный, виолончельный. Через всю постановку проведен контрапункт – музыка Гоберника и сценография Рыбасовой. Темные стены, низкие своды. Начинается и заканчивается спектакль в темноте. Старый человек один в пустом богатом доме, в центре комнаты (не комнаты, палаты) огромный сейф (его ТУДА с собою не унесешь). Биллиардный шар с грохотом выкатывается из его руки, быстро катится по сцене и исчезает, он провожает его взглядом. Так и жизнь промелькнула. И что останется.
В первом же серьезном монологе Бочкарев применяет тот же прием, что и в роли Опискина (http://lev-semerkin.livejournal.com/528028.html). Роль тоже сугубо отрицательная, но положительная аура актера так сильна, что позволяет ему приподняться над образом и сказать в зал от себя.

Каркунов. Грешный я, ах, какой грешный человек! что грехов, что грехов! что неправды на душе, что обиды людям, что всякого угнетения!
Xалымов.Ну, так что же?
Каркунов.Так надо, чтоб за мою душу много народу молилось


На этих словах актер к самому краю сцены подходит и в зал, где «много народу», смотрит.

Есть у этого спектакля и еще одно примечательное сходство с «Селом Степаньчиковом», актер Бочкарев в роли русского Лира как и в роли русского Тартюфа находит себе среди персонажей пьесы соперника-ученика-наследника. У Бочкарева-Опискина был явный партнер (студент – Александр Дривень), у Бочкарева-Каркунова с приказчиков Ерастом (Василий Зотов) взаимодействие не столь явное. По сюжету они почти не встречаются, не сталкиваются, но сближает- сталкивает их второй план, общая тема. Эти два характера текучие, подвижные, с лицевой стороной и оборотной (остальные статичны, какими приходят, такими и уходят, разве что раскрываются). Старый купец и молодой приказчик люди на пороге (один на пороге смерти, другой на пороге жизни), пороговые переживания, нравственная рефлексия составляет второй план роли. Столкновение с некаменным сердцем женщины становится для обоих уроком.
Для них и для зрителей.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…