Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

От Лира к шуту

.
«МИНЕТТИ», Р.Туминас, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2015г. (7)

Спектакль сделан тщательно, как большая театральная картина – спектакль большой формы на малой сцене.
Пластика, грим, звук – музыка волн и метели, и зимние песни. Вихрь хоровода гостей и выправка персонала отеля. Величественная одинокая дама, снимающая номер в новогоднюю ночь (Людмила Максакова) и самый ничтожный из служащих – мальчик-уборщик, влюбленный (в искусство) клоун.

Максим Севриновский уже во втором вахтанговском спектакле играет наследника (в «Безумном дне» его Керубино брал мастер класс у графа – Максима Суханова).

Здесь клоун читает стихи Мандельштама (потом Ростана и Шекспира), предваряя появление главного героя, вокруг которого собственно и выстроен спектакль. Актер (знаменитый актер, забытый актер, бывший актер) получает телеграмму от директора театра, вызов на роль, приглашение на встречу. Из-за метели актер опаздывает. Опаздывает – промахивается во времени, в пространстве и в реальности.

Главную роль играет Владимир Симонов. Хорошо играет – живое подвижное лицо среди масок, растянутые лицевые мышцы среди масочного гротескного грима. Напряженные больные глаза среди глаз стеклянных или потухших. Потоки слов среди безмолвия, кивков и редких односложных реплик (у вас кальсоны развязались).
Он играет максимум из того, что можно сыграть, оставаясь на плоскости, не взрывая. Играет как пишет – ровно, гладко, не разрывая плоскость листа. И когда он выходит на авансцену и напрямую обращается в зал – это оборотная сторона того же гладкого листа. Говорит исповедь и не забывает следить, не вышел ли он из света софитов.
Актер играет вдоль текста, проходит вдоль зеркала, поставленного театром в данном случае не перед лицом природы, как завещал Шекспир, а перед своим собственным лицом.

Спектакль «Минетти», которым вахтанговцы открыли новую сцену, это спектакль о себе. И он не должен быть гладким – зеркало надо разбить (для успешного старта новго дела нужен пинок под зад). А негладкий спектакль предполагает актера на грани гениальности и безумия, то ли напрочь вывихнутого, то ли единственного прямого в вывихнутом мире.
И если уж обнажаться, то полностью, как это принято в польском театре, а не только обувь снимать.

Минетти в течении 30 лет каждую неделю играл Лира у себя дома, в комнате перед зеркалом (как актриса Караваева, которой Бутусов посвятил свою взрывную «Чайку»). Минетти сбежал из этой комнаты, получив телеграмму (столь же реальную, как телеграмма, которую получает Бланш в финале «Трамвая Желание»).
Минетти таскает с собой чемодан с маской Лира (его талисман или сертификат гения, выданный знаменитым художником Эйнсором), но так и не решается ее показать, предъявить зрителю. Он так много говорит о ней, что начинаешь сомневаться есть ли в его чемодане что-то, кроме кипы бумаг – пожелтевших газетных рецензий и это единственные доказательства его гениальности. Монологи Лира он играет не гениально и не бездарно, а банально - забираясь на стул.

И если в чемодане Минетти действительно была театральная маска, то эта маска - красный шарик на носу уборщика-клоуна, а не маска обезьяны, которую одевает на ночь одинокая дама.
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…