Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Шах белой королеве

*
«ЛОЖНЫЕ ПРИЗНАНИЯ», Л.Бонди, ОДЕОН, Франция, 2014г. (10)

Визуальная эмблема спектакля – женские туфли (лодочки) выстроились вокруг "причала" - старинного бархатного кресла, вокруг солнца - как лучи, вокруг магнита - как металлические частицы в сильном магнитном поле. Туфли пустые, но они настроены, намагничены, направлены, они ждут. Так и сердце женщины (если оно никем не занято) открыто любви, ждет любви. Любви возвышенной, классической, изящной, поэтической, как в старинном театре. Современная обувь также подвержена действию магнитного поля драматургии галантного века.

Торжество любви

Мариво не частый гость на наших театральных подмостках, но каждое его появление врезается в память навсегда («Остров рабов» Стрелера, «Двойное непостоянство» Чернякова). В кино он появляется еще реже, но есть замечательный фильм снятый Клер Пеплоу (под руководством Бертолуччи) «Торжество любви», где все сошлось – название, тема, материал, исполнение, стиль и месседж и получилась квинтэссенция Мариво.
Торжество любви тема и этой постановки Люка Бонди. Режиссер взял пьесу «Ложные признания», но поставил совсем не про ложь.
Пьеса рассказывает во всех подробностях историю сложной, многоходовой комбинации. Режиссер разыграл ее как шахматную партию на сцене – квадратной доске. Цель интриги – белая королева (Изабель Юппер), против нее играют и свои фигуры (белые) и чужие фигуры (черные). Все плетут интриги - родственники, слуги, знакомые - сколько интриг на одну бедную женщину (впрочем, небедную, богатую и знатную вдову).
Спектакль раскрывает все великолепие и изящество любовной интриги (и всех остальных интриг) с потрясающей драматической и психологической обстоятельностью, но в конце концов все интриги он обесценивает. Что значат все эти уловки, мнимые жертвы, гамбиты в сравнении с чудом, которое случилось с главной героиней.

Чудо зафиксировано двумя точками: начальным состоянием (точка «А») и конечным состоянием (точка «Б»). А кто именно привел героиню из «А» в «Б» большого значения не имеет.
Режиссер показал зрителю состояние «А» и состояние «Б» в виде двух главных мизансцен спектакля – начальной и финальной. Две сцены без слов (сцена «до слов» и сцена «после слов»).

До слов

Начальная мизансцена – одинокая королева на пустой доске.
Как в пустом баре Токийского отеля. Это я вспомнил начало спектакля Адольфа Шапиро по Уильямсу, Ольга Яковлева одна за столиком на сцене театра Маяковского. За несколько минут полного одиночества, немоты и неподвижности (ни слова не говоря и даже не двигаясь) она сыграла исчерпывающим образом тему спектакля, который сейчас начнется.
Яковлеву я не раз вспоминал на спектакле Люка Бонди, в какой то момент любовный треугольник Араминта-Дорант-Мартон напомнил треугольник Наталья Петровна-Беляев-Верочка, но какая огромная разница в русской и французской трактовке треугольного сюжета, где две вершины – молодые люди, ровесники, а третья вершина - взрослая женщина. Изабель Юппер играет возраст последнего шанса (продолжительность жизни возросла и сегодняшние за 60 актрисы вполне соответствуют возрасту вдовы за 30 в 18-м веке). Время ее уходит, уже почти ушло. Она еще молодится, гимнастику делает (тут я сразу вспомнил, как играла Аркадину Ютта Лампе). Но уже в походке Араминты начинает проступать семенящая (жалкая, смешная) походка вздорной старушки-мамы.

Нынешний чеховский фестиваль это если и не триумф, то по крайней мере большой успех французского драматического театра, три спектакля по классике (17-го, 18-го и 20-го века) и спектакль по Ионеско также замечательно начинался – первый выход актеров, первый выразительный взгляд и все схвачено, все состоялось до слов, до начала собственно пьесы. Камертон прозвучал и только потом начинает звучать музыка классического французского текста.

После слов

Финальная мизансцена – белая королева и черный офицер.
Две фигуры в лежачем положении (хотя и порознь). Королева лежит (возлежит) на возвышении в центре, офицер валяется на полу где-то с краю доски.
Так и все мизансцены спектакля были выстроены – она всегда в центре, в диалогах развернута лицом к публике чтобы мы видели все тонкие переходы настроений, появление и проявления чувств. А он - то повернут спиной, то сбоку стоит. Лица почти не видно. Фигура, черные кудри – этого достаточно.

Итак финал. Интрига удалась. Интригу провел Дюбуа (бывший слуга Доранта и нынешний слуга Араминты, зачем он все это делал – в другой постановке этот вопрос может иметь значение, но не в этой).
Звучит простая бродвейская песенка. Звездное небо зажигается на заднике.
Она в белом и в луче света лежит на каминной полке лицом к залу, распахнута свету звезд.
Он в черном, лежит лицом вниз.
Он добился своего и опустошен (не так важно, чего именно он добивался – обладания и/или выгодной женитьбы).
Она получила то, чего ждала ее одинокая душа, и парит среди звезд.
И тогда он увидел землю, а она увидела небо.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments