Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Бумага, камень, ножницы

*
«СКАЗКИ ПУШКИНА», Р.Уилсон, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2015г. (5)

Лист бумаги, бумажный плоскостной театр. Одновременно наивный и изощренный.
Идея «плоского задника Уилсона» доведена до абсолюта, распространена на всю постановку. Персонажи – плоские фигурки-марионетки, отваливается ротик, высовывается язычок, ручки-ножки двигаются, марионетка движется вправо-влево (актерская команда прекрасно освоила плоскую пластику) и по диагонали ("Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор"). Плоские «бумажные» декорации – и дуб, и дворец, и корыто не разбито, а разорвано пополам.

Бумага-форма побеждает камень-смысл. Никакого твердого смысла в постановке нет и искать не следует. Визуальный театр, картинка.
Главный герой (главный смысл) сказок Пушкина – русский язык. Театр Уилсона невербальный, следовательно надо было найти нового героя. Слова произносят и поют, но звук, звучание важнее смысла. Акустическая составляющая невербального театра присутствует - миниопера (в эпизоде с рыбаком и рыбкой очень выразительная). А повествовательная, содержательная, поучительная сторона сказок проведена редким пунктиром.

Впрочем, герой есть. Автор-рассказчик. Поэт сидит на дереве («на дубе том»), тоскует («Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.») прикладывается к бутылочке и предается сказочно-поэтическим фантазиям («Я предаюсь моим мечтам»).
Евгений Миронов сыграл Пушкина – рыжего клоуна в цилиндре с выразительным (за счет грима) лицом и промытым взглядом. Карабас бумажного театра и его главная марионетка. Здесь больше искусства и больше правды, чем в портретном гриме Безрукова.

Но все же театрального чуда не случилось. Постановка внешняя по отношению к тексту и тем похожа на «Гамлет.Коллаж»
, но там было захватывающее визуальное путешествие, а здесь в «Пушкин. Коллаж» для гармонии очень не хватает третьего элемента игры – ножниц. Театральные монтажные ножницы есть в арсенале Уилсона (характерное акустическое клацание и резкий жест актера-марионетки), но они применены к эпизодам, но не к спектаклю в целом. Резать его надо, сократить продолжительность с двух с половиной часов хотя бы до полутора. Очень много пустых длиннот (несколько раз зрителей оставляют наедине с черным экраном, пока меняют декорации), много повторов, двукратных проходов туда-сюда (во всех случаях достаточно было бы одного). В век клипов надо монтировать динамичнее, смелее, резче и плотнее.
Ритм провисает, визуальный ряд распадается, публика не выдерживает и уходит во время действия.

Проблемы со структурой визуального ряда и смыслового ряда. В двух первых сказках («О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане») намечается второй план – противопоставление суши (житейские корысть, интриги) и моря (простор и волшебство), но потом эта линия обрывается. Линия поэтических фантазий тоже никуда не приводит. Спектакль завершается банальной смысловой затычкой – песней о любви. Не знаешь чем кончить, спой о любви, это универсальный прием (и скандирование спровоцировать в зрительном зале).
Но при чем же тут любовь? Кого? К Кому? Любовь рыбака к старухе? Любовь старухи к богатству и власти? Любовь поэта к бутылке?
Да, и медведи тоже были...
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    * «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А.Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г. (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту, встречи…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    * Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • «Бессмертный полк» онлайн

    . Зарегистрировался в онлайн-шествии «Бессмертного полка» (через сеть ВКОНТАКТЕ, заявки принимают до 12-00 9 мая). Фотографий военного времени…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments