Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Не в деньгах счастье… а в картинке

*
Видел вчера в кино и в театре два пакета с деньгами.

В немецком фильме в пакете было 50 тысяч евро.
Их взяли в банке (ограбление) в итоге они достались молодой девушке из Испании по имени Виктория.
В пермском спектакле в пакете было 100 тысяч рублей.
Их бросили в камин и в итоге они достались молодому человеку по имени Ганя.
Но деньги, это не главное. И фильм и спектакль о другом.

Виктории деньги не нужны, она искала совсем другое (да и сумма невелика).
А Ганя, получив пакет, из спектакля исчез. Что он будет делать с этими тысячами ? Рубли 19-го века нынешним не равны, 100 тысяч рублей 19-го века сумма более существенная, чем 50 тысяч евро 21-го века. Судьбу ганиного пакета я и в романе не помню. Ганя такой интересный и важный персонаж первых глав романа, получив деньги, уходит на периферию.

«ВИКТОРИЯ», С.Шиппер, Германия, 2015г. (9)

Фильм очень интересен как триллер (захватывает) и как репортаж (классическое единство времени и места, сьемки с руки, одним куском дают эффект полного погружения, приз берлинского фестиваля за операторскую работу).

И как жестко трезво реалистическое переосмысление романтических криминальных кинолегенд («На последнем дыхании», «Бонни и Клайд») и не романтических («Бешеные псы»).

И как аллегория. В фильме можно увидеть даже две генеральных аллегории – мужскую и женскую.

Здесь можно увидеть историю мужской дружбы, компанию лузеров (восточноберлинского происхождения), парни в трениках, затурканные полицией, соседями и настоящими уголовниками. Их поманила удача (символическое имя - Виктория), а потом удалилась помахивая пакетиком с деньгами, остались три трупа.

А можно увидеть женскую историю. Историю одинокой и неординарной девушки, которая не смогла закрепиться в своей национальной/социальной страте и теперь пытается присоединиться к другой – из испанской консерватории в берлинские подворотни, крыши и подвалы.

А может быть главный герой этой истории закадровый. Это он их «водит видно и кружит по сторонам» мутной кокаиновой берлинской ночью, пугает и заманивает драйвом, дружбой и любовью. Виктория играет на пианино «Мефисто-вальс» и вместо желанной любви и дружбы (или смерти – сцена на краю крыши) получает деньги.

«ИДИОТ», С.Федотов, У МОСТА, Пермь, 2014г. (9)

В театре нет операторской работы. В театре есть свет и мизансцены. Визуальный ряд спектакля создают режиссер и художник. Визуальный ряд пермского спектакля статичен и живописен (под русскую живопись 19-го века), он нисколько не похож на современный динамичный и рваный визуальный ряд немецкого фильма, но тоже очень выразителен и составляет главное достоинство спектакля. Он надстраивает второй этаж над очень внятной (хрестоматийной) инсценировкой и добротным актерским ансамблем с ожидаемым (после Луки и Сатина) успехом Сергея Мельникова и Владимира Ильина в ролях Мышкина и Рогожина. И неожиданной Настасьей Филипповной (Анастасия Муратова) величественно-прекрасной рыжеволосой золотой - Прекрасной Еленой.

Повествование начинается очень подробно (сцена в поезде, сцена у Епанчиных, сцена у Иволгиных, «сцена с камином» у Настасьи Филипповны) и завершается пунктиром, ведущим к трагической развязке. Из-за небольшой продолжительности спектакля (заявлено было три часа), я предполагал более радикальную инсценировку – увез Рогожин Настасью Филипповну и этой же ночью зарезал. Прямо встык к сцене с камином идет ночная сцена Мышкин-Рогожин у тела Настасьи Филипповны и все заканчивается. Но спектакль шел три с половиной часа, между камином и убийством было добавлено еще несколько сцен, коротких, но достаточных, чтобы развернуть противостояние Мышкин-Рогожин (в первых сценах Рогожин был лишь контуром обрисован – фактура, голос) и расширить сюжет до квартета Мышкин-Рогожин-Настасья Филипповна-Аглая.

Надповестововательный визуальный ряд спектакля развивается менее традиционно – от бытовой жанровой живописи Федотова (поклон от Сергея Павловича Павлу Андреевичу) до картин на евангельские темы. Подробные, фронтально выстроенные, многофигурные "горизонтальные" картины первых сцен спектакля постепенно сменяются "вертикальными" - символическими, выхваченными из мрака, портретами. Мышкин всё заметнее становится бесплотным призраком – лик светлый, голубоватый, а Рогожин наглядно Зверем – красное плотное лицо и сверкающие глаза. При этом Настасья Филипповна ярким золотым блеском притягивает их к себе из мрака.
Завершается визуальный ряд картиной самой впечатляющей и символичной (к сожалению, усеченной, на московских гастролях картина Гольбейна не вошла в кадр по техническим причинам, но мизансцену можно восстановить по фотографиям на сайте театра).
Живописное почти скульптурное надгробие из трех фигур – Ангел (мерцающий, почти бесплотный), Грешник (раскаявшийся убийца) и Красота (принесенная в жертву звериным страстям).
Tags: Федотов, кино, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments