Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

СПБ-рейтинг

*
В субботу присапсанил обратно и надо подвести итоги, а то уже чеховский фестиваль продолжается и московские впечатления начинают заслонять петербургские.

Посмотрел в СПб девять спектаклей – распределение оценок классическое: три спектакля очень хороших, три просто хороших и еще три неудачных (в разной степени).

1. "КОСТЯ ТРЕПЛЕВ. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ", В.Фильштинский, "ТАКОЙ ТЕАТР", 2015г. (10)
Отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/649495.html

2. "ГОРОД. ЖЕНИТЬБА. ГОГОЛЬ", Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, 2015г. (10)

Бутусов удивил. Режиссуры было по прежнему много, но она не была агрессивной. Очень деликатный, тонкий спектакль – петербургский-ленинградский цветаевский-володинский. О странностях любви, о странном городе и его странных обитателях.

Мы с Вами разные, какая благодать!
Прекрасно дополняем мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.


Герои спектакля такие разные, но все они петербуржцы и в каждом из них есть свой Подколесин. Реплики перемешаны, сцены перетасованы, добавлены гэги чисто петербургские - двойники Петра и Екатерины (а потом Кочкарев и его жена) берут Подколесина в оборот, как лиса Алиса и кот Базилио Буратино. Подколесин Олег Федоров очень интеллигентный Буратино, студент в очках, пальто, шарф, по петербургски элегантен и деликатен.

Но и в Кочкареве есть Подколесин, вернее был. Подколесин станет таким Кочкаревым-Арлекином, если женится на Мальвине.

И в раскрасавице Мальвине Агафье Тихоновне есть свой Подколесин, тонкая душевная организация. Анна Ковальчук играет женщину-мечту, абсолют женской победительной красоты. Но не только, эта роль богата на оттенки – она и просто хорошая женщина, не только обьект чьей-то мечты, но и сама мечтательная, поэтическая натура. Она и клоунесса в котелке и с длинным носом (зацепились за гоголевскую реплику «нос длинноват»).
Фантазия режиссера часто цепляется за слова, уходит в сторону и получается номер. Вот Сваха говорит – «пес врет» и от этих слов рождается пластический этюд, сваха выгуливает пса на поводке.

Трое остальных женихов соображают на троих в рюмочной, поют советские песни, но это не Вицин-Никулин-Моргунов, это типично петербургская троица и пьют они от несовершенства мира (Жевакин вдруг взрывает спектакль отрывком из «Записок сумасшедшего»).
Первое слово в названии спектакля – город. Город это не дома, город это его жители. Город, населенный Подколесиными. Окно, в которое выпрыгивает Подколесин, располагается внизу, под его ногами – с моста в реку. Хотя счастье было так возможно, так близко. Они такие разные светлый, евроглазый жених и темная невеста («Как лучик с тенью. Вас уверяю — это не беда, А лучшее приобретенье»). Они так замечательно объяснились в любви – прогулялись по ночному городу, посмотрели на звезды, все было сказано без слов. Но произнести вслух, сделать официальное предложение – это невозможно, это так пошло. В какой-то момент в спектакле звучит вальс из «Маскарада», раскатистый, шумный с трубами и звоном литавр, лермонтовский Санкт-Петербург словно катком проходит по Петербургу Гоголя - тихому, туманному, пустынному на площадях и ночных улицах и тесному в комнатках, заставленных кроватями. Быт – кладбище любви, так и заканчивается спектакль – кладбищем из железных спинок кроватей, групповым портретом женихов и невест и мечтой о счастье - кораблике с алыми парусами.

3. "ZHOLDAK DREAMS", А.Жолдак, БДТ им. ТОВСТОНОГОВА, 2015г. (9)

Праздник театра, ураган в двух действиях. Идет в старинном Каменностровском театре (проверка качества работы реставраторов, деревянное здание аж подпрыгивает под звуки бас-гитары и финальный дуэт “under pressure» счастливых родителей доктора Ломбарди (Дэвид Боуи) и Панталоне (Фреди Меркюри). Театр (театральное здание) выдержало, ни одна деталь отделки не отвалилась, зрители оказались не такими стойкими, некоторые ушли в антракте. Пьеса Гольдони «Слуга двух господ» тоже не выдержала и слиняла где-то по дороге во время репетиционного процесса. Но главное, что всю эту технологию и изощренную фантазию режиссера выдержал театр, как синтетический вид искусства. Он принял в себя и видеопроекцию (в режиме реального времени и в записи), и закадровое (зарамповое) озвучание он-лайн в микрофоны, и внедренных в пьесу пришельцев - черных ангелов-двойников, и киноцитаты (от толстяка-доктора из немой комической до киллера-Флориндо-Шварценеггера), и цепочку ассоциаций Гольдони-итальяно-мафиозо-бандито-клан Могучи (и Кастелуччи, добавлю после второго просмотра 24.05.20 - https://lev-semerkin.livejournal.com/830593.html ).

Самое сильное зрительское ощущение – мы вместе с актерами находимся в деревянной коробочке, летящей в космосе. Коробочка волшебная, плотно населена чудесами – театральным драйвом, громкой музыкой, яркими картинками. Но еще больше чудес таится в окружающем космосе – в бесконечной Вселенной искусства. Припасть к окнам-иллюминаторам и смотреть, и ждать чуда.

Противоположности сходятся - старый, что малый. Самый старый петербургский театр-дедушка парадоксальным образом сочетается с внучком - самым радикальным режиссером, вечным ребенком. Предназначение и дедушки и внука - увеселение публики.

4. "ЛОЭНГРИН", МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, 1999/2015г. (8)

Отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/650171.html

5. "БУМАЖНЫЙ ШАР / МЕДВЕДЬ", Х.Ямагути, Театр «Коноситаями», Япония, 201?г. (7)


Отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/649412.html

6. "ПИКОВАЯ ДАМА", А.Степанюк, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, 2015г. (6)

Отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/648735.html

7. "ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ", А.Шапиро, ТЮЗ, 2014г. (5)

Восклицательный спектакль. Не подозревал что реликтовая тюзовская интонация где-то еще сохранилась. Из московского ТЮЗа она исчезла, как только пришла новая власть (с Гинкасом и Яновской она абсолютно несовместима, полная противоположность), да и в РАМТе очень похожий спектакль «Наш городок» играли совершенно в другой манере (похожий по теме, по месту действия и даже по организации пространства – там зрители тоже находились внутри спектакля) . А тут с первых же воспоминательных фраз («- вот здесь ты пролил на ковер молоко! - Нет, это была сметана!») включились восклицательные знаки и до самого конца спектакля не выключались («я построил машину счастья!», «замри!»).

Зал и сцена представляли собой единое пространство парка культуры и отдыха. Художник Александр Шишкин постарался. В парке работали машины по выдуванию мыльных пузырей и пузыри рифмовались с одуванчиками, вороны сидели на ветках сухих деревьев. Как театральный гербарий это смотрелось эффектно. Но когда появлялись актеры – словно гипсовые пионеры и пионерки сходили с постаментов и дружной стайкой носились по сцене. Отряд тимуровцев, только красных галстуков не хватало, интонации и поведение было вполне красногалстучное, образцовое (пионер – всем ребятам пример). За рояль садилась аккомпаниаторша в концертном платье, на эстраду выходила певица, на экране показывали кино. Пионеры помогали пенсионерам, увлекались ретро (в книге «Тимур и его команда» был хотя бы хулиган Мишка Квакин, а здесь даже Элвис Пресли прозвучал сквозь ностальгическую дымку как благостное ретро и ничем не отличался от Дунаевского и от «Счастье моё»). Пенсионеры трогательно уходили из жизни, окруженные трогательным обожанием молодого поколения и трогательно напрашивались на аплодисменты. Режиссер трогательно ностальгировал по временам своего счастливого детства под колыбельную из кинофильма «Цирк» (тот куплет, что пел Михоэлс). Он добавил страну своего детства на карту мира Рэя Бредбери, где была Мексика и Египет, Франция и Германия, но не было Советского Союза.

Но вот почему еще более архаичный «Лоэнгрин» был так интересен, а в ТЮЗе я изнывал от скуки? Там был драматизм, шампанское в музыке, а это вино из одуванчиков оказалось совершенно безалкогольным – это не вино, это не театр, фальшь, обман и притворство.
Впрочем, был и театр. Среди множества актеров спектакля-гербария неубедительно воспроизводящих архаичные интонации умилений и восклицаний была одна актриса, Ирина Соколова - Актриса с большой буквы, такая, которая может ВСЁ и даже эти интонации старого ТЮЗа она сохранила живыми, и еще бабановский голос, приподнятое над бытом женское естество.

8. "ЧТО ДЕЛАТЬ", А.Могучий, БДТ им. ТОВСТОНОГОВА, 2014г. (3)

Отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/649205.html

9. "КАБАРЕ БРЕХТ", Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, 2014г. (2)

Отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/649877.html
Tags: БДТ, Блистательный Санкт-Петербург, Бутусов, Жолдак-дримз, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments